Решением Укравиатранса №ДКР-0109/Т-2М-2003 от 28.07.2003 г. Государственному редприятию "Опытно-конструкторское бюро авиации общего назначения" (ОКБ АОН)выдан сертификат типа №ТП-0006 от 28.07.2003 г. на мотодельтапланы Т-2М и Т-2М СХ. Сертификат позволяет использовать эти аппараты в воздушном пространстве Украины коммерческим авиакомпаниям, спортивным авиаклубам, частным лицам, государственным и коммерческим структурам в соответствии с действующими в Украине Авиационными правилами. Итоговые документы подписаны заместителем директора "Укравиатранса" Ю.И. Кардяниным и торжественно вручены заместителем начальника управления сертификации авиационной техники и ее производства "Укравиатранса" К.С. Криводубским. Как известно, мотодельтаплан Т-2М и его модификации являются развитием концепции мотодельтаплана Т-2, разработанного в отделении СЛА АНТК им. О.К. Антонова. Работы по Т-2 были начаты в 1984 году, а в 1985 году уже летали первые прототипы. У истоков проекта стояли известные сегодня в СНГ и в дальнем зарубежье специалисты: И. Азарьев, О. Белоус, А. Воронин, Е. Воронина, С. Гришенчук, С. Дробышев, В. Друкарь, В. Калиниченко, А. Клименко, С. Марчевский, А. Омельчук, А. Пихало, В. Покотилов, А. Самойленко, В. Хесин, Ю. Чирва и многие другие. В последние годы большой вклад в работу ОКБ АОН, в т. ч. и по мотодельтапланам, внесла талантливая молодежь: Е. Афанасьева, А. Винник, А. Востриков, А. Закревский, П. Куценко, А. Лебедев, В. Ющенко, а также ветераны А. Чепур, Н. Лучкин и другие. Мотодельтаплан Т-2 создавался в содружестве с ведущими НИИ авиапрома страны, такими как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, СибНИА. Успешно прошел государственные испытания в ГК НИИ ВВС и строился серийно по заказу в/ч 25966-А, а также для учебно-тренировочных и учебных полетов, различных хозяйственных задач, таких как аэровизуальный мониторинг, аэрофотосъемка, опрыскивание сельхозкультур и леса. До 1991 года совместно с ведущими научными организациями Министерства сельского хозяйства, Главного управления картографии и кадастра, Центром космического мониторинга, НПП "Центр-Гео" (г. Киев), НПО "КОСМОС-НАУКА"(г. Киев), Санкт-Петербургским НИИ лесного хозяйства и Краснодарским ГосНИИ ПАНХ был проведен большой комплекс экспериментальных работ по отработке уникальных технологий применения АОН для хозяйственных целей, в первую очередь ультрамалообъемного опрыскивания сельскохозяйственных и лесных угодий. В ОКБ авиации общего назначения был создан мотодельтаплан Т-2М с повышенными характеристиками грузоподъемности, безопасности и надежности, которые были подтверждены: - натурными трубными, стендовыми и летными испытаниями; - сертификатом аэроклуба Германии №10/D141/1997-2.1 с крылом L1 площадью 14,7 м2 в 1997 г.; - сертификатом аэроклуба Германии №10/D141/2000-2.3 с крылом М2 площадью 16,5 м2 в 2000 г.; - высоким уровнем надежности в эксплуатации большого количества базовых моделей мотодельтапланов Т-2 и Т-2М и их модификаций; - теперь уже и сертификатом летной годности типа "Укравиатранса". Сельскохозяйственный Т-2М СХ имеет положительные заключения ГосНИИ ПАНХ г. Краснодар. А сельхозаппаратура ОМД-302 для ультрамалообъемного опрыскивания после проведения государственных испытаний внесена в Государственный реестр технических средств внесения пестицидов и агрохимикатов вУкраине. Аэрофотосъемочный Т-2М АФА изготовлен и испытан в содружестве с фирмой "Центр-Гео" по заказу УкрИСХАГИ. Т-2 АРК, предназначенный для радиационного контроля, изготовлен, испытан и поставлен по заказу правительства г. Москвы для НПО "Родон". Мотодельтапланы Т-2 и Т-2М летают в России, Казахстане, Литве, Белоруссии, в Германии, Испании, Канаде и в Южной Африке. Часто крылья мотодельтаплана Т-2М заказывались как отдельный агрегат. С 1999 года на мотодельтапланах Т-2М и Т-2М СХ в авиакомпании "Авионика" велась подконтрольная эксплуатация, в результате которой выполнено более 4 тыс. часов полетов в сельскохозяйственном, аэрофотосъемочном, учебно-тренировочном, спортивном и туристическом вариантах. Сертификационная комиссия проанализировала более тридцати итоговых документов, включающих отчеты по стендовым и летным испытаниям, прочностные и эродинамические исследования, результаты испытаний аэроклуба Германии, результаты государственных испытаний сельхозварианта, отчеты по результатам подконтрольной эксплуатации, комплекты конструкторской и эксплуатационной документации. Большая совместная работа ОКБ АОН с отделом сертификации сверхлегкой и легкой авиационной техники и ее производства "Укравиатранса" в лице ведущих специалистов (А.Графов, Г. Завгородний, С. Микитюк, Ю. Наконечный, О.Соловьев, Е. Цыганок) с руководством управлений и дирекцией "Укравиатранса" позволила тщательно отработать сертификационный базис мотодельтаплана (Б-МДП), в основу которого легли, естественно, в части, которую можно применить к отодельтапланам, основные требования: - европейских норм летной годности для очень легких самолетов JAR-VLA; - норм летной годности для легких сельхозсамолетов Великобритании BCAR-G. Также была доработана эксплуатационная документация,разработана система техобслуживания, создана основа для системы поддержания и контроля качества МДП на всех этапах постройки, испытаний, эксплуатации и сервисного обслуживания. Спецификация сертифицированных мотодельтапланов предусматривает четыре варианта исполнения базовой модели, на каждый из которых может быть установлены сельхозаппаратура, аэрофотоаппаратура и пр. Такое количество вариантов разработчикам пришлось узаконивать прежде всего из-за того, что ОКБ АОН всегда сопровождало в эксплуатации свою технику и в будущем не бросит ни одного своего заказчика. Сегодня в четырех вариантах исполнения имеют право на легализацию практически все эксплуатирующиеся в Украине мотодельтапланы серии Т-2М, которые выпущены или доработаны после 1997 года. Решением "Укравиатранса" №ДКР-0110/Т-2М-2003 определен порядок допуска к эксплуатации МДП Т-2М и Т-2М СХ, которые были изготовлены до 28 июля 2003 года. Основой решения о допуске МДП к эксплуатации является Акт ОКБ АОН о соответствии мотодельтаплана типовой конструкции. При установлении соответствия типовой конструкции возможны при необходимости доработка мотодельтаплана и оборудования, замена агрегатов или их ремонт. Контроль соответствия и доработок будут осуществлять ведущие специалисты "Укравиатранса". По результатам рассмотрения Акта "Укравиатрансом" будет приниматься решение о распространении сертификата № ТП-0006 на каждый экземпляр. Внесение конкретного экземпляра мотодельтаплана Т-2М или Т-2М СХ в Государственный реестр будет осуществляться в соответствии с действующими в Украине Авиационными правилами. Поддержание летной годности мотодельтапланов заложено в системе техобслуживания, которое будет осуществляться разработчиком и изготовителем - ОКБ АОН. Назначенный ресурс мотодельтапланов Т-2М и Т-2М СХ-2000 часов при условии его поэтапного продления после очередного ТО. Установлен порядок проведения периодического ТО изготовителем через каждые 100+10 (+50 для нового МДП) летных часов или одного года эксплуатации (хранения). Это позволит жестко контролировать техническое состояние мотодельтапланов и восстановление при необходимости их летной годности. Практически такая система со временем позволит перевести систему техобслуживания МДП к их эксплуатации по состоянию. Назначенные ресурсы и сроки службы мотодельтаплана в целом и его основных агрегатов будет фиксироваться в формулярах, паспортах и этикетках, что позволит произвести замену любого агрегата в момент периодического обслуживания или во время сезонных работ с привлечением специалистов изготовителя, что, собственно, до сих пор и делалось. Основа каждой модификации или варианта исполнения мотодельтапланов Т-2М и Т-2М СХ является мототележка с двигателем Rotax 582 DCDI. На мототележке могут применяться шасси с рессорой или пирамидальное с пружинным амортизатором и автомобильным демпфером - амортизиром. Колеса могут быть размерами 310х115 или 400х100. Приборная панель боковая, как на Т-2, или центральная, что в сочетании с обтекателями составляет основу варианта Maverik, сертифицированного в Германии. Крыло М1 площадью 14,7 м2 хорошо знакомо многим пилотам, но оно потребовало доработок для больших полетных масс. С крылом М1 максимальная полетная масса ограничена в 420 кг. Крыло М2 площадью 16,5 м2 позволяет эксплуатацию МДП Т-2М с максимальной полетной массой 450 кг. На мотодельтапланы Т-2М можно устанавливать два воздушных винта: - "Киевпроп", который на практике лучше устанавливать для полетов с полетными массами до 400 кг; - "АОНпроп" - более эффективен для полетов с массами 400-450кг. Крыло М2 создано таким образом, что пилот ни по эргономике, ни по характеристикам до полетных масс 420 кг практически не заметит изменений в характеристиках, а при больших полетных массах оно будет таким же привычным, как и при малых. Именно с большим крылом и его модификациями у разработчиков связаны планы дальнейших работ по созданию новой мотодельтапланерной техники. Готовятся заявки на сертификацию лыжного и поплавкового шасси, экспериментально давно отработанных в ОКБ. В настоящее время проходит этап заводских испытаний трехместный вариант мотодельтаплана. Причем этот вариант отрабатывается таким образом, что в "трехместник" сможет быть доработан любой из эксплуатирующихся двухместных Т-2 или Т-2М. Что это дает в перспективе? Что это дает в перспективе? В ОКБ АОН проведены работы по увеличению взлетной массы: - до 520 кг с двигателями Rotax 582 DCDI и воздушным винтом "АОНпроп"; - до 560 кг с двигателем мощностью 75-80 л. с. Реально зафиксированы полеты с крылом М2 с массой 600кг. Но это пока экспериментальные полеты пилотов-испытателей. А проводятся они для того, чтобы в конце концов довести их до эксплуатации через сертификацию. Специалисты ОКБ АОН уверены в том, что дешевле и эффективнее мотодельтаплана Т-2М СХ в авиационных работах по защите растений сегодня еще не создано ни одного летательного аппарата. Он имеет преимущество в низкой начальной цене, а учитывая сопоставимую или более высокую по сравнению с другой авиационной техникой производительность, обеспечивает получение более высокой прибыли на затраченный капитал. В ближайшее время появится сельскохозяйственный мотодельтаплан с 200-литровым химбаком. Это позволит использовать мотодельтапланы не только для защиты растений, но и для внесения жидких комплексных удобрений, выполнять внекорневую подкормку с расходами 0,5-50 литров на га. Это очень нужное дело, и здесь равных мотодельтаплану пока нет. Сертификат типа мотодельтапланов Т-2М и Т-2М СХ является итогом большой многолетней работы, которая началась не в момент подачи заявки на сертификат и даже не в начале разработки первых мотодельтапланов, а почти 30 лет назад, когда группа энтузиастов, среди которых были: А. Клименко, Н. Калашников, В. Моисеев, А. Пешков, Г. Макаров, С. Башмаков и многие другие, кто впоследствии строил первые в стране дельтапланы и мотодельтапланы, проводил первые слеты дельтапланеристов в Карпатах и в Крыму, подготовил к полетам и к авиационному творчеству тысячи новых специалистов. Ровно 25 лет назад, в 1978 году, к моменту официального признания дельтапланеризма как авиационного спорта этим коллективом был создан прототип хорошо известного первого серийного дельтаплана "Славутич-УТ". Он строился серийно с 1983 г. Иркутским авиазаводом. Более 20 лет назад начали летать первые моторные дельтапланы. В 1982 г. было создано отделение СЛА. В 1983 г. были аттестованы первые летчики испытатели СЛА. С 1983 г. специалисты отделения создавали Нормы летной годности дельтапланов и мотодельтапланов. Тогда же было принято решение руководства Минавиапрома о проведении слетов самодельной авиационной техники, в которых представители отделения участвовали и как организаторы, икак члены технической и летно-методической комиссий. По документации и по наработкам этого коллектива работали пять серийных заводов, выпускавшие дельтапланы и мотодельтапланы, сотни клубов технического творчества, большая часть которых и сегодня занимается легкомоторной авиацией. Особенно злободневно в эти дни нами воспринимаются слова выдающегося авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, который в свое время поддержал развитие дельтапланеризма и всего того, что делалось умельцами:"Делать нам нужно не то, что хочется, а то, что необходимо заказчику, но при этом мы должны не хуже заказчика понимать, что ему необходимо". В этом вся логика развития Т-2/Т-2М/Т-332. Сегодня, когда отмечаются исторические даты, которые дороги многим авиаторам: 100-летие первого полета братьев Райт, 80-летие отечественного планеризма, 25-летие отечественного дельтапланеризма, 20-летие первого слета самодельщиков, коллектив ОКБ АОН и автор этой статьи, стоявший у истоков и принимавший активнейшее участие во всех работах коллектива с 1973 г., поздравляют всех авиаторов с этими знаменательными датами и посвящают результаты своей многолетней работы всем тем, кто принимал участие в становлении дельтапланеризма и СЛА в течение этих тридцати лет. И спасибо всем, кто продолжает работу в авиации. Приятных всем полетов.
|