Если учесть, что СЛА имеют небольшую массу и невысокую скорость, то можно сказать, полет на них не представляет опасности. Их вес не превышает 175 кг (вес пустого СЛА), а площадь крыла (в м
2) должна быть равной или превышать 1/10 их веса (в кг), однако не менее 10м
2.
Легкие самолеты, отвечающие этим требованиям, изготавливаются по очень строгим стандартам, контролируются на земле и в полете согласно техусловиям, а их техническое обслуживание предусматривает периодические проверки, во время которых некоторые детали систематически меняют или ремонтируют. Контроль, осуществляемый официальной службой, предписывает строгое выполнение каждой операции по техобслуживанию, о чем ведется запись в журнале.
Операции по техобслуживанию или ремонту могут осуществляться лишь специальным персоналом.
Наоборот, конструкция СЛА и их обслуживание не ограничиваются строгими правилами, и только предполетный осмотр обеспечивает безопасность.
[ Все важнейшие органы должны проверяться перед каждым полетом ] Внимание:Пользователь, командир экипажа — единственный ответственный за принятие решения о полете. Он должен иметь возможность легко все проверить, не прибегая к специальным устройствам для открывания капотов. В противном случае сборка должна иметь то качество, которое принято в авиации как в плане поставок, так и в Плане профилактической проверки (журнал техобслуживания).
Основные рассматриваемые проблемы касаются:- конструкции;
- монтажа, разборки, транспортировки;
- старения;
- плохого использования предшествующим пользователем;
- регулировки;
- небрежного или неумелого отношения;
- хранения.
Проблемы, связанные с конструкциейСЛА должны иметь технический паспорт, в который заносятся отметки об испытаниях под нагрузкой и в полете.
Вполне очевидно, что может иметь место мошенничество, поэтому к каждой неизвестной машине необходим критический подход.
С другой стороны, иногда нарушаются элементарные правила «конструкторского искусства» (отсутствие кардана на СЛА, некачественная обжимка, скольжение наконечников и т.п.).
Монтаж, демонтаж, транспортировкаа) демонтаж: приложение избыточных усилий при использовании больших плеч рычагов, разрывы, потеря деталей.
б) транспортировка: конструкция из алюминиевых сплавов с перегородками или с тканью подвергается старению после 500 км транспортирования на машине больше, чем за 5 лет использования.
Действительно, давление между двумя непараллельными трубами неограниченно, так как точка контакта, соединяющая их, бесконечно мала. Этот фактор в сочетании с вибрацией машины ведет к повреждению всех сложенных друг на друга деталей (ткани, май-ларовая пленка, тросы и т.д.).
Перевозка на прицепе машины не улучшает положения, так как обычно эти прицепы легкие и без амортизации.
в) сборка: ложные маневры, пережим деталей (большое плечо рычага), разрыв пленки, перекрещивание органов управления, потеря или перестановка деталей и т.д.
СтарениеПолиэстеровая ткань чувствительна к ультрафиолетовым лучам. С учетом атмосферных воздействий (дождь, солнце, ветер и т.п.) срок ее службы - 18000 часов или 2 года (максимум) при хранении на открытом воздухе.
Если СЛА хранится в ангаре или под чехлом, ткань может использоваться в течение 40 лет. Быстрее всего стареют швы, поэтому следует периодически проверять прочность ниток.
Сборки труб, отверстия принимают овальную форму вследствие вибрации или избыточных нагрузок (например, в школе).
Стенки труб и пластины утончаются.
Тросы перетираются на выходе из наконечников.
Неправильное использование предшествующим владельцемНапример, СЛА, хранимый в плохих условиях, опрокинулся. Кардан искривлен, передние кромки крыла или планки изогнуты, шасси деформировано в результате грубой посадки и т.д.
Небрежное или неумелое обращениеПолет «на соплях»: пробка резервуара плохо установлена; детали, между которыми должен быть зазор, зажаты, или наоборот; сборка сплющенных труб и т.д.
ХранениеНеправильное хранение: в условиях атмосферы, насыщенной солями, под действием ультрафиолетовых лучей, непрерывного воздействия ветра.
СЛА, хранимый на открытом воздухе без чехла, даже если он закреплен, изнашивается за 3 месяца.
При небрежной установке в ангар повреждается покрытие.
ЧисткаСледует поддерживать СЛА в чистоте. Часто во время чистки можно заметить ненормальный износ или трещины.
Винты и лобовое стекло следует чистить ежедневно. Осторожно выбирайте средства для чистки. Проверяйте, чтобы они не были вредными. Трихлорэтилен хорошо отчищает полиэстеровую ткань, но он растворяет лексан и плексиглас!
Не используйте зеленые губки «скотч»!
(Кто знает, что это такое? Может быть, имелись ввиду царапающие мочалки?)Предполетный осмотрПрежде всего необходимо обойти СЛА вокруг, внимательно осматривая все его элементы. К сожалению, внимательность у обучаемых невысока, особенно в предвидении близкого полета, и они осматривают, но не видят.
Предпочтительно производить осмотр поэлементно: несущие поверхности, органы управления, тележка и силовая установка.
Проверка каждого элемента в отдельности позволяет сосредоточить внимание обучаемых и поддерживать критическое восприятие на достаточно высоком уровне, что обеспечивает эффективность осмотра.
АППАРАТЫ САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ
ДвигательУровень масла, воды (если необходимо), состояние свечей и проводов низкого и высокого напряжения (перетираются время от времени).
Воздушная заслонка карбюратора закрыта, контакт разомкнут.
Моторная рама, сварные швы, демпферы.
Винт, ребро атаки, задняя кромка, крепежные винты (0,8-0,9 м/кг максимум для деревянного воздушного винта). Зажатие винта следует часто проверять.
ТележкаОбщий осмотр СЛА издали, чтобы проверить симметричность, шасси, общий вид.
Сделать обход, проверяя узлы, трубы, панели, сварные швы, болтовое крепление.
Уровень топлива, пробка топливного бака.
Шасси, шины, тормоза.
Органы управленияСостоят из двух групп:
- а) дистанционное управление;
- б) рули.
Проверить отдельно и по функции (рыскание, крен).
Проверить оси, тяги, ролики, пушпульные кабели, затем — соответствующие рули, оси, шарниры, кромки атаки и задние кромки.
Несущие поверхностиВ зависимости от доступа проверить болтовое крепление, узлы крепления и фиксаторы. Проверить тросы, проводя по ним пальцами в перчатках. Осмотреть кромки атаки и задние кромки. Натяжение тросов и т.д.
Для самолетов предполетную проверку (общую) осуществлять не реже чем через 4 часа полетов.
Проверку органов управления производить перед каждым полетом.СЛА МАЯТНИКОВОГО ТИПА
ДвигательТо же, что и для СЛА самолетной схемы.
ТележкаТо же, что и для самолета, а также обратить внимание на то, что все, что оторвется, попадет в винт, который, разрушаясь, может пробить несущие поверхности и т.д.
Следить, чтобы пробка бака была плотно закрыта.
Несущие поверхностиПроверка кривизны кромку атаки, надежности тросов, крепящих поперечные элементы к килю, кардана и его оси, проверка болтов и гаек трапеции, носовой, хвостовой частей и поперечных элементов.
Задняя кромка, состояние ткани (цвет, прочность ниток), упругих элементов или сезеней планок.