Подвеска застегнута, шлем одет, дельтаплан проверен...
Впереди, под склоном, начала сильнее шелестеть листва деревьев, дельтаплан ожил в руках, стараясь послушно отозваться на каждый порыв ветерка. Пора! Делаю навстречу уплотнившемуся потоку воздуха несколько энергичных шагов, и крылья дельтаплана легко поднимают меня в воздух... Все мои чувства сейчас обострены - надо "поймать" восходящий поток, который даст возможность набрать высоту, а значит, даст свободу в выборе маршрута полета. На ручке управления появляются характерные толчки и дельтаплан начинает "вспухать", метр за метром поднимаясь все выше и выше. Приятная трель электронного вариометра подсказывает, что ощущения меня не обманывают и восходящий поток найден! Начинаю кружить прямо над склоном - спираль за спиралью, оставляя на старте друзей, зрителей и все земные проблемы. Так начинается увлекательнейшее приключение, которое может подарить только дельтаплан и которое называется "полет по маршруту"! В течение нескольких часов предстоит пролететь десятки километров от потока к потоку, то набирая высоту до уровня белых пушистых кучевых облаков, то снижаясь так низко, что слышно, как кричит ребятня на околице села, неспеша проплывающего подо мной...
Многие из нас помнят ощущение из детства, когда летишь во сне и все внутри сладко замирает от восторга и страха, хочется взлететь еще выше и стараешься не делать резких движений, чтобы не исчезло волшебство полета. Наверное, желание испытать именно это чувство, но уже не во сне, а наяву, влечет людей в небо. Путей в небо много и каждый летательный аппарат дарит нам свое ощущение полета. Но ни вертолет, ни самолет, ни даже планер, не дают нам того чувства свободного полета, которое мы испытываем в наших снах. Пожалуй, только полет на дельтаплане возвращает нас в чудесный мир сновидений, и наши фантазии становятся реальностью. Упругие потоки воздуха овевают ваше тело, под вами медленно проплывает склон горы, дома, дороги, вы слышите щебет птиц в деревьях и лай собак в поселке, вы вдыхаете свежий запах трав и теплой земли, ваши движения естественны и свободны, но это уже не сон, это полет на дельтаплане, реальность которого несомненна.
Так что это за чудо такое, сон во плоти - ДЕЛЬТАПЛАН? Если по- научному, то это безмоторный летательный аппарат с балансирным управлением, старт которого производится с ног пилота. А если на практике? Представьте себе каркас из прочных алюминиевых труб, который может складываться и раскладываться как зонтик, но только в одной плоскости. Теперь расчалим этот каркас сверху и снизу стальными тросами и натянем на него обшивку из прочной синтетической ткани. Обшивку подкрепим тонкими профилированными трубками, так называемыми "латами". Достаточно внимательно посмотреть на любую более-менее удачную фотографию дельтаплана, чтобы понять, о чем идет речь. Вес этой конструкции колеблется около 30 кг, спортивные крылья - потяжелее, учебные и тренировочные - полегче. В расправленном состоянии размах крыла около 10 метров, сложенный в пакет дельтаплан имеет длину 6 метров, а если немножко потратить время, то можно разобрать его в двухметровый пакет, который легко переносится и перевозится любым видом транспорта.
Стартуют на дельтаплане обычно со склона горы или с ровного места, если есть специальное буксировочное приспособление. Пилот находится в подвеске из прочной ткани и ремней, которая напоминает люльку, прицепленную к дельтаплану. На подвеске крепится спасательный парашют, а в специальных кармашках могут быть размещены: фотоаппарат, радиостанция, регистрирующие приборы или легкий завтрак - мало ли что вам может понадобиться в полете. На дельтаплане устанавливаются полетные приборы. Завершают экипировку дельтапланериста защитный шлем и спортивная одежда, а перчатки и защитные очки - по желанию пилота. Управлять дельтапланом не сложно, примерно как велосипедом. Под руководством опытного инструктора через пару недель практических занятий можно приобрести устойчивые навыки. Отрегулированный дельтаплан летит сам, вмешательство пилота необходимо только для изменения направления и скорости полета. В спокойной атмосфере можно вообще не вмешиваться в управление и заняться фотографированием пейзажа или просто помахать рукой тем, кто остался внизу. Для того, чтобы на дельтаплане можно было летать не один час, надо научиться использовать потоки обтекания, которые возникают у любой горки, когда на нее дует ветер, или научиться использовать термические восходящие потоки, которые возникают из-за неравномерного прогрева земли солнечными лучами. Как раз в умении находить и использовать такие потоки заключается мастерство дельтапланериста.
Каковы возможности дельтаплана в умелых руках? Они грандиозны! И это не преувеличение. Как вы думаете, сколько времени можно непрерывно летать на дельтаплане? Известны случаи, когда на Гавайских островах удавалось продержаться в воздухе более суток! А как далеко можно улететь? Мировой рекорд установлен в Америке - 700 км! А как высоко можно забраться? Официальное достижение - 4 340 метров, но во время некоторых соревнований пилоты достигают 5-6-километровых отметок, используя кислородные приборы. Еще можно выполнять фигуры высшего пилотажа - петли, крутые виражи и штопор. Можно летать под музыку, демонстрируя грациозный воздушный фристайл. Можно летать вдвоем на специальном дельтаплане-тандеме. Можно висеть на одном месте при сильном ветре, а можно мчаться со скоростью более 100 км/ч. Как видите, возможности дельтаплана действительно впечатляют.
А ведь все это начиналось с примитивного треугольного воздушного змея, который буксировали за катером и воднолыжник, держась руками за эту хлипкую конструкцию, совершал непродолжительный полет. Потом придумали подвеску пилота и трапецию для управления этим сооружением, появилась возможность стартовать со склона горы после небольшого разбега и управлять крылом в полете. Когда отказались от буксировки за катером и стали летать в горах - в мире начался настоящий дельтапланерный бум. У нас этот процесс пошел в середине 70-х. И уже в 1977 году на горе Узун-Сырт (г.Клементьева) около Феодосии собралось более 100 приверженцев нового вида спорта. Гора, бывшая колыбелью отечественного планеризма, запестрела необычными летательными аппаратами, которые своей формой напоминали греческую букву "дельта". Очевидно, из-за этого сходства и произошло словосочетание "дельтаплан". Первые конструкции порой вызывают улыбку, впрочем, как и первые достижения дельтапланеристов - полет на несколько сотен метров и продолжительностью в несколько минут. Но снимем перед ними шляпы - они были первыми!
С того года Гора (именно с большой буквы), находящаяся около курортного поселка Планерское, стала "Меккой" дельтапланеристов. На ней ставили первые рекорды, проводили первые чемпионаты, испытывали новые конструкции. Первый Чемпионат Украины тоже проводили там, как, впрочем, и II, и III, вплоть до VI. Совершенствовалась техника, опытней становились пилоты и стала Гора "мелкой" для серьезных полетов.
Кто слышал о маленьком городке Ямполе в Винницкой области? Около Ямполя протекает Днестр, на крутых берегах которого можно летать в динамических потоках обтекания, а как только посильней пригреет солнышко, над многочисленными полями по обе стороны реки возникают термические восходящие потоки. Для любого дельтапланериста на Украине, да и не только, это было самым вожделенным местом полетов, где порой неделя изматывающего ожидания погоды вознаграждалась целой чередой чудесных летных дней, когда удавалось выбраться под самую кромку белоснежных облаков и преодолеть несколько десятков километров на одном дыхании. Именно здесь пилот из Киева Олег Недопако установил рекорд дальности - 227 км, который до сих пор не превзойден ни одним пилотом из СНГ. Именно здесь проводили последующие Чемпионаты Украины, а также Чемпионаты СССР, Молдавии, Москвы, Ленинграда, Минавиапрома с уникальными спортивными результатами. Пока живописный Днестр не стал пограничной рекой, с ранней весны до поздней осени кружились дельтапланы в замысловатом танце то над Молдавией, то над Украиной. Теперь украинские дельтапланеристы осваивают места поближе к Карпатам, которые также привлекательны интересными полетами. Около Ивано-Франковска с каждым годом становится все популярнее дельтадром Одаив, на котором в последние годы проводятся Чемпионаты Украины, на которых участники пролетают интереснейшие маршруты протяженностью от 50 до 80 км. Есть и другие замечательные места для полетов на Украине, куда с радостью и надеждой стремится летающий люд.
Дельтапланеризм доступен многим, и научиться летать для души, в простых условиях, на комфортном тренировочном дельтаплане, в общем-то просто, ну, может надо иметь что-то от рождения, от детских снов, в которых полет вызывает радость, а не ужас. Но для того, чтобы стать топ-пилотом, необходимо много летать и много соревноваться.
В чем суть дельтапланерных соревнований? На первых чемпионатах летали по заданному маршруту, причем расстояние не превышали 1-2 км, летали на заданное время - на 10-15 минут, садились в цель. Все было рядом, все было видно, все было элементарно. По мере того, как совершенствовались дельтапланы и пилоты, смысл упражнений менялся. Сначала ставилась задача улетать как можно дальше, но когда 100-км маршрут стал по силам почти каждому опытному спортсмену, стали практиковать скоростные упражнения. Сейчас надо пролететь те же 100 км, но быстрее всех, или пролететь 50 км и вернуться на место старта. Кроме этого практикуются очень интересные полеты по треугольным или ломаным маршрутам. Такие полеты требуют от спортсмена обширных знаний, интуиции, выносливости и выдержки. Современные соревнования азартны и высокоинтеллектуальны, пилотам приходится в полете решать множество задач. Необходимо верно выбрать время старта, найти восходящий поток, чтобы набрать высоту и в течение полета надо все время искать такие потоки, перелетая от одного к другому, преодолевая километр за километром сложный маршрут. Вся сложность в том, что воздух прозрачен, и потоки можно находить только по косвенным признакам, вот тут-то и включается на полную мощность наблюдательность и интеллект пилота, который каждую минуту просчитывает как шахматист десятки вариантов. Одна ошибка - и ты пропустил соперников вперед, еще одна - и уже надо искать площадку для вынужденного приземления. Послушайте пилотов в конце летного дня - и перед вами раскроется целый мир, где к облакам, воздушным потокам и дельтапланам относятся не иначе, как к живым существам. Не менее прекрасны и значительно зрелищнее соревнования по пилотажу на дельтапланах, который называется аэробатикой. Особенно популярна аэробатика в Америке, где ежегодно проводятся Чемпионаты Мира. В последние годы успешно развивается еще одна новая дельтапланерная дисциплина - спидглайдинг. Это упражнение очень напоминает горнолыжный слалом-гигант - пилот должен как можно быстрее преодолеть сложный маршрут над склоном горы на минимальной высоте, обходя вешки и контрольные ворота. Зрители в один голос говорят, что смотрится это круче, чем слалом лыжников.
Из года в год прогрессирует конструкция дельтаплана, и теперь даже учебные аппараты лишь отдаленно напоминают треугольных "змеев" пионеров дельтапланеризма. Прежде всего, дельтапланы стали куда более надежными и безопасными, они выдерживают большие перегрузки и очень просты в эксплуатации. Современные спортивные дельтапланы своими стремительными формами, чистотой несущей поверхности, техническим дизайном и яркими цветами радуют глаз не только специалистов. Кто присутствовал на дельтапланерных соревнованиях, тот видел это поистине фантастическое действо, когда множество изящных разноцветных птиц кружат в тесном хороводе, улетая все выше к облакам.
На Украине богатые традиции конструирования дельтапланов. Как только появились первые самодельные конструкции, в авиационном конструкторском бюро им.О.К.Антонова группа увлеченных инженеров создала и внедрила в серийное производство дельтаплан "Славутич-УТ". До сих пор этот аппарат используется в качестве "учебной парты". Вскоре группа трансформировалась в официальную конструкторскую бригаду и следующим их шагом была постройка спортивного дельтаплана "Славутич-Спорт-5", который выпускался серийно на двух заводах. Дельтаплан был хороший, добротно спроектирован и изготовлен, но, к сожалению, быстро морально устарел. Этот же коллектив спроектировал следующее семейство спортивной техники - дельтапланы С-14 и С-15. Эти аппараты были конкурентноспособными на мировой арене, на них сборная СССР выступала на Чемпионатах Мира и Европы. В 1991 году в Киеве организовалась новая Фирма "Аэрос", которая выпускает широкий спектр товаров для авиационных видов спорта и отдыха, в том числе: спортивные дельтапланы "Комбат" и "Стелс", учебные "Студенты" и крылья для мотодельтапланов. Все аппараты имеют зарубежные сертификаты летной годности и успешно эксплуатируются во многих странах. На "Комбатах" и "Стелсах" летают лучшие пилоты сборных Германии, США, Франции.
Совершенствуются не только дельтапланы, но и летные приборы, подвесные системы, спасательные парашюты. Полет в современной экипировке комфортен и приятен, благодаря приборам пилот имеет информацию о параметрах полета и своем местоположении, есть возможность вести радиопереговоры с землей. Если первые дельтапланеристы в своих подвесках напоминали лягушку-путешественницу, то пилот в современной спортивной подвеске являет собой воплощение эстетики и стремительности, не зря за рубежом такие подвески называются "пулями".
Остается еще один вопрос. Насколько это опасно? Риск присутствует в любом предприятии, которое затевает человек, стремясь расширить обыденный круг интересов. Особенно, если он желает испытать новые ощущения. В течение жизни каждый человек сталкивается с чем-то новым, неизвестным и удивительным. Одних это пугает или угнетает, а другим это просто необходимо как воздух. Кому-то надо отвлечься от повседневных забот, кому-то хочется выжечь накопившийся адреналин, кто-то желает почувствовать себя человеком-птицей, мотивов может быть великое множество. Приобретая возможность легко парить над землей, вы всегда будете иметь вероятность не совсем удачно на нее вернуться. И это справедливо - это жизнь. Как и в любой сфере деятельности вы можете свести риск к минимуму, если приобретете необходимые знания и опыт, т.е. отнесетесь к полетам серьезно, а не как к разовому приключению. Дельтапланеризм привлекателен тем, что он очень демократичен - им занимаются мужчины и женщины, люди любого возраста - от старшеклассников до пенсионеров. Он доступен представителям любой социальной группы - бизнесмен может приобрести престижную модель для полетов в Альпах или на Канарских островах, а студенту под силу в дельтаклубе вместе с товарищами построить аппарат, на котором он поднимется в небо. Современная методика обучения, опытный инструктор и надежный учебный дельтаплан - это те слагаемые, которые позволят научиться любому здравомыслящему человеку искусству парящего полета. На Украине проще всего научиться летать в Киеве, Харькове, Феодосии, есть дельтаклубы в Ивано-Франковске, Львове, Днепродзержинске, Черкассах, Чернигове. В Феодосии, на базе Республиканского дельтапланерного клуба, в летние месяцы можно пройти платный курс обучения. К слову, учебные полеты производятся на горе Узун-Сырт, а в самой Феодосии вы можете посетить единственный в СНГ музей дельтапланеризма.