Я мечтала о дельтаплане лет 15, и все это время была абсолютно уверена, что совершать какие-либо телодвижения в этом направлении – совершенно бесполезно. Не то, чтобы не смогу, но никто мне не даст летать: меня просто не возьмут, несмотря на всю мою любовь к целому ряду экстремальных видов спорта. Я боюсь высоты, боюсь самолетов, боюсь отсутствия моего контроля ситуации. Не понимаю, что вообще происходит вокруг меня с точки зрения физики. Неожиданно наступаю в кошачьи горшки, которые, подло прикидываясь неодушевленными предметами, сами бросаются под ноги и ставят на мне синяки. Курю. Стряхиваю спросонья пепел в чашку с кофе и честно стараюсь одновременно с этим хлебнуть кофе из пепельницы. Устраиваю в любое время суток локальные битвы с дверными косяками, ступеньками, углами столов и ножками стульев, из которых, как правило, выхожу с более ощутимыми повреждениями, чем они. Дайте мне ветряную мельницу – я и с ней устрою активное веселье в духе одного классического персонажа. «Куда мне в дельтики с такой координацией?» – думала я. Но прошедшим летом, после моего 29-го дня рождения, случилось одно событие, ставшее моим личным «волшебным пендалем»: я сменила работу, предварительно насмотревшись дельтафорумов и видеозаписей… и с огромным удивлением совершенно случайно обнаружила себя в одном кабинете с дельтапланеристом, который как раз в этот период решил восстановиться после почти десятилетнего перерыва. - Вот вам ссылка. Это я летаю, - говорит он мне и делится ссылкой на видео. Камера закреплена на конце килевой и транслирует человека в белых джинсах со стороны… хм… пяток. :) - Вы не поверите, но с вашими ягодицами я познакомилась за месяц до того, как познакомилась с лицом! – смеюсь я, потому что действительно видела эту запись за месяц до очного знакомства. С этого момента на полтора месяца моя жизнь стала похожа на странную смесь из дразнилок, сопелок, поглаживания мотивации и борьбы с недоверием. «А сколько стоит обучение?», «А как это все происходит?», «А куда идти?», «А что делать?», – мой собеседник моментами, мне кажется, не знал, куда себя спрятать от моих бесконечных вопросительных интонаций, но методично отвечал на шквал вопросов. И, наконец, пришел момент, когда я решилась и позвонила в школу ДельтаФлай при Московском Авиационном Институте, которую порекомендовал мне этот же коллега, хоть сам и состоит в другом клубе J. Самый сложный момент – момент принятия решения – был пройден, и это стало тем самым ключевым пунктом, который предопределил дальнейшее развитие событий. Я, все еще не до конца веря в то, что меня возьмут, набрала номер и вывалила на снявшего трубку инструктора, представившегося Арсением, кучу внятной и не очень информации. А потом приехала и записалась в клуб «Дельтаплан». Так в мою жизнь вошла именно эта группа людей: дельтанутые из МАИ. Дельтанутые из МАИ Если честно, очень не люблю ездить общественным транспортом на большие расстояния. Тем не менее, на первую тренировку, которая была на следующий же день после моей записи в клуб, я радостно рванула аж под Клин – сначала на электричке, потом – на такси. Именно там в очень погожий сентябрьский денек состоялась моя первая очная встреча с таким желанным дельтапланом. Ну, и с ребятами, конечно: инструкторами и учлетами. :)
Главный инструктор – Арс, амбициозный, очень активный, деловитый и вечно сверхбодрый практик. Любимое слово: «Безопасность». По собственному признанию, на тренировках «очкует больше нас» (особенно когда мы на начальном этапе из-за нехватки знаний и практики даже не знаем, что надо было очковать). Бережет всех, но гиперосторожно относится к учлетам-девушкам, из-за чего мы (девушки) периодически с трудом преодолеваем желание поспорить с ним. Тем не менее, каждый раз понимаем, что ему виднее, поэтому бубним что-то себе под нос или отшучиваемся и – слушаемся.
Инструктор по наземной подготовке – Андрей, смешливый, коммуникабельный и удивительно доходчиво объясняющий сложнейшую (во всяком случае, для меня) теорию. На выездных тренировках периодически берет на себя присмотр за частью новичков, которые еще не могут идти на лебедку и учатся просто бегать по полю. В прочный обиход учлетов школы вошла шедевральная добро-ироничная «похвала», которой он иногда деликатно дает понять, что кто-то из нас «промазал» с ответом на лекции: «Молодец! Летчик должен быть тупым и смелым», – которая сопровождается такой умильной мимикой, что не посмеяться над собой просто невозможно.
Еще один инструктор – Илья, терпеливый, спокойный и, конечно, тоже улыбчивый. Он, как правило, занимается с теми, кто пришел впервые, пока Арс более опытных обучает на лебедке: объясняет самые азы и контролирует первое знакомство с дельтиком. Именно он на первой моей тренировке присматривал за мной и помогал освоиться. Кстати, это человек, чьи разгоны на старте меня буквально гипнотизируют. Инструктор по общей физической подготовке – Олег, самый загадочный из всего состава. Про него я не знаю практически ничего, кроме того, что у него высшее образование в области физической культуры. Разработал для нас систему тренировок, которая позволяет максимально эффективно и быстро войти в нужную для полетов форму. А еще у нас есть все наши авантюристы-учлеты, очень разные, но удивительно органично объединенные одним желанием – летать. За полгода помощь, добрые подколки и терпеливые объяснения стали неотъемлемой частью моей жизни: теперь мне трудно представить себе, что всех этих людей и связанных с ними событий могло не быть. Мне открылся совершенно новый, безгранично удивительный, интересный и пока непознанный мир – авиации и авиаторов. Самое удивительное – я перестала бояться самолетов. Потому что теперь как минимум частично понимаю, что происходит в полете. Дебют гуманитария Первые две полевых тренировки были увенчаны синяками от плеч почти до локтей: поднимать и ставить обратно эту теоретически летающую тушку – Target 16 – весом почти 30 кг было почти невыносимым испытанием для моих непривыкших конечностей. Но одновременно с этим я видела, как летают на таких же аппаратах другие, и понимала, что все зависит только от меня: от моего желания достичь цели, которое порождает бесконечное упорство. Понимала, что кому-то освоение дельтаплана дается легче, чем мне, кому-то – тяжелее. И каждую секунду помнила, к чему я хочу прийти. Когда на второй тренировке Арс, наш инструктор-практик, впервые сказал, чтобы я надела подвеску и приготовилась БЕГАТЬ с дельтиком, я подумала, что сейчас узнаю, что такое ад. Вместо этого узнала, что такое рай: это когда дельтик впервые на пробежке снимает себя с ваших плеч и летит. Особенно если к этому моменту вы от непривычных нагрузок и не самых комфортных ощущений уже смирились с разноцветными кругами в глазах, из-за чего не особо верите, что эта конструкция вообще полетит, как было со мной. В первую секунду я подумала, что у меня тактильная галлюцинация, но он действительно лег на поток, а потом, когда я выполнила команду Арса и отдала ручку от себя, приподнял меня. Тогда, впервые в жизни, я неконтролируемо издала звук, близкий к кличу индейца неизвестного племени, перепугав инструктора и нарвавшись на пару выражений, которые вкратце можно перевести как «не кричи на посадке». Да, это я от радости, а не от страха – сама не ожидала, но ведь это был самый-самый первый мой маленький подлет, а значит – первая маленькая победа! Тем не менее, на каждой последующей тренировке было более чем понятно, насколько далека я от настоящего полета. На следующий день после первых тренировок, в понедельник, на работе моей первой фразой в кабинете, обращенной к коллеге-пилоту, стало «I’m in!» Уголки губ отказывались возвращаться на исходные позиции, и даже тот факт, что вечером меня одевали вчетвером (ни пальто, ни рюкзак самостоятельно водрузить на стандартное место я была не в состоянии), не мог омрачить эту безграничную эйфорию. Метаморфоза - Я кроме слова "диффузия" из физики вообще ничего не помню! - А прикинь, потом скажешь: "я кроме слова "диффузия" из гуманитарии вообще ничего не помню". Из переписки с инструктором по наземной подготовке С тех выходных поменялось многое. Через несколько тренировок по решению Арса я на себе испытала, что такое тяга на учебной лебедке, а еще чуть позже из-за собственной неуверенности столкнулась с небольшим взмыванием и после отцепа от лебедки – тем самым ощущением полета, совсем коротеньким по земному времени, но в моей субъективной реальности эти несколько секунд длились половину вечности. Это были самые невероятные ощущения за всю мою жизнь! Спустя еще пару недель инструкторский состав объявил нам о новой системе обучения и начале осеннего семестра. В мою жизнь стремительно ворвались и остались такие понятия, как «аэродинамика», «подъемная сила», «фокус», «угол» (не только в геометрическом смысле, в котором воспринимались раньше, а в сочетании с существительными «атака», «тангаж», «крен», «рысканье»), «профиль крыла», «крутка», «метеорология»; надо мной посмеялось целое семейство формул, векторы и многое другое. Удивительные перемены происходят в восприятии окружающего мира. Когда я иду по улице и чувствую боковой ветер, начинаю доворачивать корпус против потока. Очень забавно «ловить» себя на том, что уже практически иду «крабиком» – пару раз и такое бывало. Встречный ветер ощущается как достаточный или недостаточный для взлета дельтаплана, причем одновременно с этим появляется тактильное ощущение, как если бы дельт был в этот момент в руках. И иногда я не сдерживаюсь: начинаю бежать, если он еще не летит. :))) Сами собой просчитываются, а потом – воспринимаются и фиксируются роторы от строений и деревьев, удивительно информативными становятся форма облаков и рельеф… Глубокой осенью и зимой 2010 года у нас по объективным причинам случился перерыв в тренировках для новичков. В это же время, благодаря усилиям все того же инструкторского состава, мы (инструкторский состав и большинство наших учлетов) стали хозяевами «пассивки», на облете которой мне посчастливилось присутствовать дважды за пару недель: в конце декабря 2010 и начале января 2011 года. Было невероятно интересно наблюдать за первыми стартами на нашем аппарате, волноваться за инструкторов, подпрыгивать от нетерпения и видеть, что все проходит более чем благополучно. Чувствую себя практически совладельцем самолета. :) А еще эти поездки помогли переждать то самое отсутствие тренировок для нас, которое моему нетерпеливому сознанию пережить было очень трудно. В середине января, наконец, случилось долгожданное: в Строгино задул ветерок, который позволил нам, «чайникам», тренироваться. Два месяца – январь и февраль – мы периодически обитали на берегу Строгинской поймы. У нас появились новички, которые очень комфортно вписались в группу. Некоторые из них по технике подлетов уже обогнали «чайников»-старожилов, но и мы, девочки-гуманитарии, наконец-то продвигаемся заметно быстрее. И все без исключения ждем, когда же, наконец, наступит весна. 23 февраля наши мужчины не избежали поздравлений – прямо на Строгинской горке, хоть все мы замерзли и устали после тренировки, они «построили» и запустили самые яркие и красивые самолетики. А как же иначе? Не танки же строить людям, которые учатся летать! :) Сейчас – начало марта. Воздух пахнет весной. Мне бывший (теперь уже) коллега, который на днях ездил летать, по секрету сказал, что есть небольшие термики. Мы, учлеты, меряем времена года температурой, ветерком и ожиданием. А пока по возможности бегаем-подлетываем под присмотром Арса на Строгинской горке и не отказываем себе в мечтах. :) И еще – подтягиваем форму, потому что от этого зависит наша безопасность. Ждать нам осталось совсем немного… :)
|
Наблюдая такие виражи живьем, по полю начинаешь бегать с удвоенным энтузиазмом. Илья в полете
Параллельные миры, можно сказать, пересеклись. В кадре – Андрей и самолеты
Арс работает с учлетами. Пока не удостоверится, что задача предельно понятна, никакого старта
Андрей на посадке. Снимок получился как ответ на авиационную шутку «в воздухе еще ни один висеть не оставался». Остался вот – висит так с октября, причем смотрится эффектно :)))
Илья неузнаваем перед стартами. Как будто внутренними тумблерами выключает веселость и включает режим «йог»
Женя и ноги Димы в ожидании старта на «активке» париков
«Учлет приветливый»: самая распространенная в школе «ДельтаФлай» модификация человеков. Это Настя
Мой первый старт на учебной лебедке: глаза по блюдцу, но ноги слушаются. Ярко выраженный «эффект офигения»: голос Арса в рации до сознания пробивается примерно за 3 секунды – жирафы отдыхают
Первая очная встреча дельтика и гуманитария: оба задаются вопросом, с чем едят второго
Испытания пассивки. Арс задумчив. Андрей сказал «Поехали!», и Женька нашел педаль…
Испытания пассивки. Женя и Андрей: «А патаму, патамушта мы пелооотыыы...»
Испытания пассивки. Илья на разгоне. Лица не видно, но поверьте на слово: это он
Испытания пассивки. Женя после посадки. Бешеному дельтику полтора метра – не препятствие. И сам вылезет, и аппарат поднимет – помощники даже добежать до него не успели
Испытания пассивки. За бортом -19, но кого это волнует? :) Очень красивый старт Андрея. Чуть левее, в чудо-повозке, пылят вдаль Арс и Илья
Испытания пассивки. Из прицепа все это выглядит удивительно похоже на запуск воздушного змея. Здесь в роли змея - Илья
Строгино. Арс испытывает атмосферу, прежде чем допустить до общения с ней своих учлетов
Строгино. Праздничный тортик в честь Дня рождения Арса
Строгино. Импровизированное шоу оперативно сконструированных самодельных летательных аппаратов |