(Статья дополнена фотографиями, которые ее автор прислал администрации сайта)
К сожалению, в дельтапланеризме — молодом, бурно развивающемся военно-техническом виде спорта — это возможно пока еще только в воздухе, в реальном полете. И хотя строго соблюдается незыблемый принцип: к освоению последующих элементов учебной программы приступать только после полного усвоения предыдущих, свой первый летный опыт спортсмены приобретают с известным риском получить травму. Ведь сами по себе наставления навыков не дают. Как ни готовь, ни инструктируй новичка, в момент первого вылета он остается один на один с аппаратом. Плюс неизбежное волнение, скованность. Отсюда и предпосылки к неудачным стартам в результате ошибок пилотирования.
Существующее положение в корне изменится, если в систему подготовки к первому вылету ввести тренировочные занятия на тренажере, разработанном литовскими дельтапланеристами. Имитация реального полета на тренажере полная! Вместе с тем он абсолютно безопасен. Можно отрабатывать под непосредственным контролем инструктора практически любые действия пилота по управлению аппаратом. Регулярные «полеты» психологически закаляют новичков и, что очень важно, способствуют появлению у них чувства воздуха.
Кроме того, тренажер может быть полезен и опытным спортсменам как средство реабилитации их после длительных перерывов в полетах. Уверены: все, кому доведется воспользоваться этой «партой» дельтапланериста, будут благодарны ее создателям.
Занятия на тренажере — часть комплекса организационных, методических и технических мероприятий Каунасского дельтапланерного спортивно-технического клуба ДОСААФ, направленных на повышение безопасности полетов, и предназначен для овладения навыками управления дельтапланами любого класса.
* * *
В основу конструкции тренажера положено устройство для наземного обучения планеристов, за которое Б. И. Ошкинис еще в 50-е годы получил авторское свидетельство.
Тренажер состоит из двух основных частей: вертикальной мачты и горизонтальной сборной стрелы. В стационарном варианте мачта крепится болтами к монолитному фундаменту, в мобильном — к крестообразному основанию, укладываемому прямо на грунт.
Верхний конец мачты оборудован поворотным механизмом, на который устанавливается стрела. Получается что-то вроде качелей, только с двумя осями вращения: горизонтальной и вертикальной. К короткому концу стрелы подвешивается стальная корзина противовеса, а к длинному, через шарнир с тремя степенями свободы, — дельтаплан (за верхнюю, наиболее близкую к центру тяжести крыла часть трапеции). Ученик подцепляется к центральному узлу аппарата точно так же, как и для обычного свободного полета.
Корзина противовеса загружается слитками металла, кирпичами или камнями, пока пилот и дельтаплан (при нулевом угле атаки, когда отсутствует подъемная сила крыла) не уравновесятся. Можно начинать тренировку.
Надо сказать, что наиболее интересно работать на тренажере при скорости ветра у земли четыре-семь метров в секунду. Как только дельтапланерист отдает ручку от себя, при встречном ветре на крыле возникает подъемная сила и аппарат устремляется вверх, увлекая за собой стрелу. Максимальная высота, на которую можно подняться над землей, достигает восьми метров. При этом противовес опускается, описывая вокруг горизонтальной оси дугу окружности. Чем ниже корзина, тем меньше создаваемый ею крутящий момент из-за укорочения плеча относительно оси вращения.
Получается саморегулирующийся режим: скорость ветра по мере подъема растет и, казалось бы, должна увеличиваться и подъемная сила крыла; однако вышеупомянутое изменение крутящего момента не позволяет подняться слишком высоко. Это очень удобно, можно без особой опаски маневрировать, изменяя центровку и угол атаки. Стоит лишь пилоту перевести трапецию, например, вправо, как крыло относительно шарнира накренится в противоположную сторону, и дельтаплан переместится в потоке воздуха влево.
Чтобы восстановить горизонтальный полет, нужно вернуть трапецию назад, то есть управлять так же, как и в настоящем полете. Нагрузки на крыло и орган управления достаточно сильны и вполне соответствуют реальным, действующим в динамическом потоке с тенденцией к турбулентности. Разница лишь в том, что ощущается некоторая замедленность реакции всей системы «тренажер — дельтаплан — пилот», ее инерционность. Но к этому быстро привыкаешь.
Тренажер полезен не только для первоначального обучения и тренировок уже подготовленных спортсменов. Ценность устройства еще в том, что при помощи несложных измерительных средств на нем возможна проверка симметричности крыла и предварительная оценка его антипикирующих свойств.
Отдельно несколько слов о технике безопасности. Разумеется, главный залог длительной безаварийной службы тренажера — применение качественных материалов при изготовлении и аккуратная сборка. Особенно надежны должны быть сварные швы. Перед тренировкой и после следует тщательно осматривать все элементы конструкции: нет ли трещин, вмятин, прогибов.
Во время полетов надо обязательно пользоваться привязанным к длинному концу стрелы страховочным фалом для предупреждения неконтролируемых действий ученика или сильных порывов ветра.
Когда меняются пилоты (корзина противовеса загружена), ни в коем случае нельзя отпускать конец стрелы. Необходимо, чтобы не менее двух человек удерживали ее, а у страховочного фала находился инструктор. Если дельтаплан снимается, то три человека, подстраховывая друг друга, отпускают фал до тех пор, пока корзина не ляжет на землю. Во время работы тренажера посторонним запрещается заходить в зону тренировки.
Уходя, следует разгрузить корзину противовеса, снять стрелу и примкнуть ее к мачте, чтобы дети, играя поблизости, не могли по неосторожности пораниться.