Четверг, 28.03.2024, 23:51 Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Друзья сайта
  • Рихтгофен
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Часы
    GOOGLE
    Главная » Статьи » Статьи дельтапланеризм

    Height Band

    Height Band

    Предложенная статья рассматривает изменение термической активности в течение дня и предлагает свой подход к наиболее эффективному использованию этого свойства атмосферы. Материалы, в большинстве своем, были взяты из «Soaring Symposia» и «In flight decision», а затем адаптированы к теме дельтапланеризма.

    Как известно, все решения пилотов в воздухе можно разделить на «успешные» и «те, что могли такими быть». В то время как существенная часть решения состоит из реальных знаний + воли эти знания применить на практике.

    Вопросы, на которые мы ответим в этой статье:

    • Что такое "Height Band”
    • Как определить высоту выхода из потока
    • Как эта высота меняется с течением дня

    "Height Band”

    Само понимание Height Band очень важно для совершенствования ваших навыков XC-полетов. Начнем с определения: это «спектр» высот, в котором вам следует находиться в течение полета. Он находится где-то между основанием потока и базой облаков, или тем уровнем, где поток останавливает свое развитие. Позже мы точнее определим верхнюю и нижнюю границы этого спектра. Они следуют не только из скороподъемности потока, существенно меняющейся на протяжении светового дня, погоды и пр., но и из степени видимости, облачности и ландшафта впереди. Немаловажное значение имеет и длина Task’а.

    «Когда пора?»

    Основная ошибка всех начинающих XC-пилотов – «отвисание» в потоке, когда это уже не эффективно. Впрочем, это вполне естественная ошибка, берущая начало из периода, когда пилот старался просто выпарить как можно выше и как можно дальше оттянуть момент приземления. Кстати, очень важного периода, потому как будущий спортсмен учится определять и чувствовать вершину потока, что может оказаться весьма полезным в день «голубых термиков». Но важнейший момент в освоении маршрутных полетов – понимание того самого момента, когда пора бросать поток, даже если он по-прежнему достаточно сильный. Просто не достаточно сильный, чтобы пройти маршрут максимально быстро.

    Давайте же выявим главное правило определения этой «верхней границы» или, другими словами, момента, когда нужно бросать поток:

    В середине дня, на среднем по длине маршруте, когда база облаков равна, по крайней мере, 1300-2000метров, поток имеет смысл бросать, когда подъем в его верхней части слабеет на 15-25% на протяжении более 2 спиралей.

    Это, конечно, очень приближенно, но мы запишем, чтобы, по крайней мере, у нас было с чего начинать. Сразу отметим, что значения 15-25% будут часто встречаться в нашей статье. Данное правило существует для того, чтобы вы, совершив переход на наивыгоднейшей скорости следующему потоку, попали и продолжили набор в наиболее сильной его части. Однако, процентная оценка может существенно измениться зачастую в большую сторону, если впереди по маршруту:

    • Облака вовсе не выглядят многообещающе
    • Ландшафт впереди закрыт тенью от переразвития
    • Вы влетаете на плоскогорье
    • Влажная поверхность
    • Поворотник
    • Пора начинать финишную глиссаду

    Иногда потоки могут уходить выше облачной базы за кромку, и тогда это тоже может стать ограничителем высоты. Не говоря уже об официальном запрете полетов в облаках.

    Определение верхней границы набора зависит от каждого конкретного случая, и способность грамотно оценивать ситуацию развивается с опытом. Чем менее опытен пилот, тем выше ему следует держаться. И это правильно и естественно, иначе он рискует «провалиться» и сесть, так и не долетев до цели. Именно эта способность правильно оценивать ситуацию и отделяет чемпионов от «чемпионов почти». Далее боле внимательно рассмотрим факторы, влияющие на принятие решения.

    Зависимость "Height Band” от времени дня

    Влияние времени светового дня существенно сказывается на многих параметрах полета, в том числе и на диапазоне высот. Чтобы яснее представить картину изменения условий в течение дня, нарисуем несколько графиков:

    Рисунок 1 показывает изменение уровня термической активности на протяжении светового дня. Конкретные числа в данном случае не так важны. Гораздо важнее ваше понимание, что сразу за первыми утренними пузырями восходящего воздуха термическая активность быстро разовьется и так же резко угаснет вечером. Нужно улавливать первые признаки изменения. Обратим внимание, что так же меняется и высота развития потоков (рисунок 2). Так, в начале дня, потоки могут заканчиваться на 1000-1200м, потом постепенно уходить на свой постоянный уровень к полудню и оставаться там до вечера, затем ослабевать и гаснуть. Интересно, что высота последнего вечернего потока остается такой же, что и у сильных дневных.

    Помните, что рисунки моделируют типичный хороший день, без учета возможных факторов перемены погоды, вроде надвигающейся смены воздушных масс и др. Рисунок 3 – типичный график зависимости HB от времени дня. Верхняя сплошная линя – высота потоков по времени дня, а пунктирные линии – верхняя и нижняя границы высоты, в пределах которой рекомендуется проводить полет.

    Позвольте еще раз напомнить, что все эти показатели скорее качественные, чем количественные и показывают не конкретные данные, а типичные тенденции в течение дня.

    Смысл в том, что если вы стартуете в самом начале дня (например для рекордно длинного полета),нужно быть очень осторожным, т.к. верхняя и нижняя границы находятся очень близко друг к другу и почти совпадают с вершиной потока. По мере того, как погода развивается и становится сильнее, а вершины потоков растут, растягивается и увеличивается разница между высотой максимально возможного набора и оптимальной высотой выхода из потока. Затем, ближе к концу дня погода слабнет, верхняя граница диапазона высот снова приближается к вершине потока и Height Band заметно сужается. Здесь следует снизить скорость, стать более аккуратным, консервативным. Нет ничего более грамотного, чем держаться повыше.

    Имея в виду, что рисунок 2 отображает зависимость высоты потоков о т времени дня, давайте взглянем на рисунок 4, показывающий зависимость скороподъемность. Не перепутайте вертикальную ось «скороподъемность» с высотой, использованной в предыдущих моделях.

    Скороподъемность напрямую связана с силой потока, который мы стремимся использовать максимально эффективно. Это – функция нашей возможности. Очень важно хорошо себе представлять и чувствовать реальные возможности потока.

    Верхняя кривая – максимально возможная скороподъемность в данном потоке в разгар дня. Нижняя кривая – та скороподъемность, с которой пора покидать поток. Иными словами, насколько должна уменьшиться сила потока, чтобы принять решение идти на переход? Как мы уже говорили, здесь нужен опыт и чутье, но в качестве обучения, мы предлагаем именно эту схему поведения. Естественно, если впереди не ожидается кризы, или не влияют 7 факторов из раздела «Когда пора».

    Рисунок также показывает, что в самом начале дня, когда возможная скороподъемность и так очень низкая, мы остаемся в потоке и продолжаем набор так долго, пока стрелка вариометра указывает хоть какую-то положительную величину. А в самый разгар дня, когда потоки становятся сильными, пойти на переход можно уже если поток ослаб на 1/5 от максимального значения. Вечером повторяется утренний сценарий.

    Изучая приведенные схемы, можно сделать еще несколько важных выводов. Попробуйте предположить, почему в начале дня, в начальной части маршрута пару лишних спиралей «в нолях» могут оказаться не такими уж и лишними, а те же 2 спирали в разгар полуденной гонки – бесполезным растрачиванием драгоценного времени?

    Task’и, подобные «треугольникам на скорость» или «с возвращением» требуют вполне определенного количества времени на выполнение. Принимая во внимание погодные и другие условия, делается заключение, как быстро можно пролететь данный маршрут. Затем к нему добавляется небольшой «запас» и требуемое время синхронизируется с периодом максимальной термической активности дня. Этот период изображен на рисунке 4 двумя пунктирными вертикалями. Это вполне объективный подход для эффективного использования дня. Имеет смысл первый набор сделать до самой вершины потока, дабы определить высоту базы и степень «скисания» силы подъема у вершины. Подобная тактика широко используется на соревнованиях, когда от момента открытия стартового окна до открытия Start Gate’а у пилота есть, по меньшей мере, час времени. Этот час подразумевается потратить на оценку высоты, силы и ширины потоков. А так же, как скороподъемность меняется с высотой.

    Важный момент, на который следует обратить особо внимание, что начиная с середины дня и до вечера, следует быть особенно внимательным и следить за появлением первых признаков «смягчения» термиков и угасания облаков. С этого момента нужно начинать постепенно «уходить наверх», выкручивая выше. И тогда под закат солнца, когда вы будет на вершине последнего вечернего термика, у вас будет отличная возможность совершить красивую финишную глиссаду к цели на скорости наибольшего качества вашего дельтаплана.

    *примечание переводчиков: «Мы долго думали, как обозвать"Height Band” по-русски и получилось очень длинное словосочетание - [диапазон высот наиболее эффективной работы в потоке между переходами]. В итоге решили оставить просто "Height Band”. А что именно это такое, отлично рассказано в самой статье»

    Категория: Статьи дельтапланеризм | Добавил: stahanov (06.11.2011)
    Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Нужны статьи?
    Посещаемость
    Статистика
    Конструктор сайтов - uCoz