Полеты на парапланах при помощи лебедок (механических средств старта - СМС) получили широкое распространение в местах, где нет возможности полетов с гор, а количество летающих пилотов и желающих научиться летать на параплане большое. На территории СНГ в конце 90-х годов такими местами стали Жуковский, Москва и Харьков. Многие пионеры российского парапланеризма учились летать в горах, на территории бывших дельтадромов и горнолыжных курортов, а буксировочный опыт полетов перенимали у зарубежных коллег, поэтому к буксировочным полетам были несколько подготовлены. Первые буксировочные полеты на парапланах проводились в начале 90-х годов на дробовых и гидравлических лебедках, предназначенных и изготовленных для буксировки дельтапланов. В это же время появились первые легкие пассивные лебедки для буксировки параплана за автомобилем. Первая буксировка параплана в Московской области при помощи пассивной лебедки состоялась в мае 1994 года (пилот параплана Андрей Родионов, параплан Мерак, изготовитель лебедки Александр Кравченко). После первых удачных опытов буксировки, лебедки и буксировочные комплексы модифицировались для обеспечения лучшей пропускной способности, уменьшения затрат, удобства обращения, скорости разворачивания или перемещения точек буксировки и старта. Существующие в данный момент методики обучения на параплане, позволяют производить обучение полетам при помощи буксировки. При наличии квалифицированной команды и подбора хороших погодных условий можно поднимать в воздух курсантов практически любой физической формы. При этом необязательно для полетов ездить далеко от дома, достаточно найти подходящее поле или площадку. Если подобранное место обладает хорошей аэрологией (удачной термической активностью) его можно использовать для набора стартовой высоты в восходящем потоке.
Полеты на параплане на пассивной лебедке.
Пассивные лебедки
Принцип действия пассивной лебедки прост – размотка троса, намотанного на легкий барабан, притормаживается при помощи теплоемкого тормоза, барабан закреплен на движущемся автомобиле, конец троса прикреплен к отцепному устройству пилота. Таким образом, регулируя величину тормозящего усилия, оператор лебедки выбирает трос с тем или иным усилием. Пассивные лебедки бывают механические и гидравлические, плюсы механической лебедки – легкость и отсутствие рабочих жидкостей, высокая ремонтопригодность, широкий диапазон маневрирования по скорости автомобиля; минус – возможное возникновение автоколебательных режимов, которых может избежать опытный оператор, переведя барабан на более высокую или более низкую скорость вращения. Гидравлическая лебедка обладает более плавной и пологой тяговой характеристикой, автоколебательные режимы при правильной настройке возникают редко; минусы – более громоздкая конструкция, наличие рабочих жидкостей, имеющих возможность протекания, необходимость держать более высокую минимально допустимую скорость автомобиля для поддержания расхода прокачки жидкости, а после выхода из строя гидронасоса, его нужно будет заменить целиком. Преимущества пассивной лебедки очевидны – высота затяжки максимальна при максимально размотанном буксировочном тросе, что при использовании троса длиной 1500м составляет примерно 800-1000м.
Организация полетов - пассивные лебедки
Для работы на пассивной лебедке требуется минимум два человека: водитель автомобиля и оператор, есть системы, позволяющие производить буксировку только водителем, ответственность за безопасность старта при этом лежит на пилоте, ошибки пилота при старте должны немедленно корректироваться. Полезен так же выпускающий, который обеспечивает подачу и подцеп троса, общую проверку подвесной и купола; при полетах с начинающими наличие выпускающего обязательно, или его функции выполняет оператор. Работать на пассивной лебедке можно командой до 15-ти человек пилотов, рабочий цикл пассивной лебедки составляет около 20 минут, при перемещении потока в районе старта одна буксировочная команда может забросить в поток около 3-х парапланов.
Выполнение полетов - пассивные лебедки
Буксировочный цикл на пассивной лебедке выглядит примерно так: «подцеп-старт-затяжка-отцеп-смотка троса-возврат на старт». Проводить буксировки лучше всего на участке ровной дороги длиной 1,5-2 км, не загруженной движением и отсутствием проводов или лесополос с двух сторон дороги. Направление ветра должно совпадать с направлением дороги, или отклоняться не более чем на 30 градусов, буксировку можно проводить и при ветре 90 градусов, но это требует хороших навыков пилотирования парапланом и высота подъема будет в полтора-два раза меньше. При наличии сильной боковой составляющей, момент дачи тяги должен примерно совпадать с направлением ветра – это облегчит старт и отрыв, для ветра 90 градусов используется отрицательный стартовый угол для набора скорости автомобилем. Полеты на параплане на активной лебедке.
Активные лебедки
Принцип действия активной лебедки – смотка растянутого в поле троса с усилием, регулируемым оператором. Трос лебедки-размотчика крепится к основному тросу и при проведении буксировки разматывается с холостым усилием, сглаживающим возможные рывки барабана, обусловленные стартом или потоками воздуха. На смотчике исключены образования «бород» заклинивания или закусывания троса, состояние смотчика постоянно контролирует оператор смотчика. Активные лебедки так же бывают механические (для изменения тяги используется вариатор) и гидравлические (для регулировки тяги используется рабочая жидкость). На барабане активной лебедки помещается 1500-2500 м троса, разматывать менее 700 м нецелесообразно, т.к. высота подъема при штилевых условиях составит около 100 м, что очень сокращает вероятность попадания в поток.
Организация полетов – активная лебедка
Для работы на активной лебедке потребуется три человека – оператор лебедки, оператор смотчика и выпускающий, который осуществляет подачу троса и проверяет подцепку пилотов. Оператор активной лебедки видит стартующий параплан на более далеком расстоянии, чем оператор пассивной лебёдки, поэтому он должен быть более внимателен к действиям пилота и обладать хорошим зрением при размотке троса более 800 м. При выпуске парапланеристов на активной лебёдке, оператор смотчика должен контролировать плавную размотку возвратного троса, а выпускающий - подцеп и внешнюю проверку строп параплана, включая крепление свободных концов. Пилоты на старте обязаны соблюдать порядок старта и своевременно подготовить купол и подготовиться к полету. Для того чтобы поднять дисциплину на старте, следует применять простое правило – «летит тот, кто готов» - обычно в очереди желающие находятся быстро. При выпуске начинающих полезно соблюдать так же правило – «если не стартовал – иди в конец очереди». Это очень дисциплинирует и побуждает проверить постановку купола, попробовать погодные условия и оборудование, сделав пару подъемов купола в снаряженном виде.
Выполнение полетов – активная лебедка
Буксировочный цикл на активной лебедке выглядит примерно так: «подцеп-старт-затяжка-отцеп-размотка троса». Проводить буксировки на активке нужно на ровном поле без изломов рельефа, чтобы хорошо просматривался участок старта. Площадь поля примерно 2х2 км, без линий электропередач в районе посадки. Направление ветра должно совпадать с направлением троса, или отклоняться не более чем на 35 градусов, при наличии бокового ветра нужно после отрыва снестись по ветру, а потом развернуться против ветра, тогда оператор сможет добавить больше тяги, и высота затяжки будет выше. Работать на активной лебёдке можно командой до 40-ка человек пилотов, рабочий цикл активной лебедки составляет около 5-7 минут, что обеспечивает высокую пропускную способность старта. Однако при размотке троса на большие длины (более 1500м) длительность рабочего цикла значительно увеличивается, и буксировочная команда уже делает выбор между высотой затяжки или дневной выручкой.
Правила полетов на лебедках
Пассивные лебедки
При полетах на пассивной лебедке необходимо располагать лебедки очередью друг за другом, в качестве ориентира можно использовать колдун. Стартующая лебедка выезжает на 10-15 метров вперед. Если на старте присутствуют только опытные пилоты, они могут располагаться как впереди шеренги лебедок, так и сзади, начинающие должны располагаться только за линией ориентира, чтобы исключить вероятность столкновения с машиной при взлете с потерей курса. Пилоты располагаются на старте, как правило, «елочкой», при этом пилоты одной команды должны располагаться друг за другом согласно очереди, чтобы трос не создавал неудобств для пилотов другой команды. Между стартующими необходимо выдерживать интервал 1,5-2 минуты, контролируя при этом, чтобы перед скоростным куполом не оказался сильно тихоходный, в таком случае интервал необходимо увеличить до 3-4 мин (для работы лебедок с тросами диной 1200-1500 м). Работа лебедок в штиль со встречными курсами – запрещается.
Активные лебедки
Активная лебедка для буксировки параплана, как правило, представляет собой буксировочный комплекс из двух лебедок разной мощности – одна из которых - мощная является основной, а вторая играет роль размотчика троса. Операторы лебедок и размотчика должны следить за равномерной нагрузкой и укладкой троса на барабанах избегать рывков при размотке, отцепе, или при возможном фальш-старте или обрыве троса. При наличии сильного ветра, буксировка заканчивается недалеко от старта по горизонтали, вследствие чего возможен относ возвратного троса на старт, для избегания выкладки петли на старт или далеко вбок, необходимо непосредственно после отцепа производить подтягивание падающего троса к основной лебедке или подтягивание совместно с холостой нагрузкой на размотчике. Снос троса можно облегчить, подобрав парашютик более низкого сопротивления или применив вместо лепесткового парашютика тканевый парашютик-шарик. Сектора, которые ометают тросы смотчика и лебедки должны быть свободны от препятствий, наличия в них людей, автомобилей, стартующих или садящихся пилотов. Поскольку эти зоны не видны, и изменяются в зависимости от силы боковой составляющей ветра, во избежание травм следует строго соблюдать требования инструкторов по размещению и поведению на старте.
Минусы полетов на лебедке
При всех преимуществах полетов на лебедке, у данного типа полетов есть и недостатки. В основном они связаны не только с дополнительными расходами на содержание материальной части, но и с развитием специфических навыков старта. При обучении полетам на лебедке, пилот-парапланерист применяет только один навык старта – постановку купола, при выполнении фазы разбега ему помогает холостая тяга троса. Для обеспечения более легкого подъема купола – оператор может «помочь тягой». Регулярная «помощь» приводит к тому, что у пилота-парапланериста не развивается навык разгона купола, что потом отрицательно сказывается при старте в горных условиях. Для развития правильных навыков постановки и разгона купола в парапланерной школе «Горизонт» используется смешанная работа с учениками – на поле и на горке, хотя высота полета с горки составляет всего полтора десятка метров. Полеты с горки дают большую физическую нагрузку, чем полеты на лебедке, так как ученику необходимо подниматься на горку с парапланом. Как правило, первые буксировки при обучении полетам на параплане на лебедке, осуществляются с радиоконтролем, это, конечно, помогает избежать опасных моментов и улетов вбок (локаутов), но длительное применение радиоведения пагубно сказывается на развитии самостоятельного мышления и анализа ситуации пилотом, поэтому радиоконтроль после двух-трех нормальных буксировок необходимо уменьшать, заменив выдачей предполетного задания и разбора полета после приземления.