На сегодня сертификацией организаций сверхлегкой авиации занимается ОФ СЛА. Существует государственная сертификация летного персонала.
Сертификация летных организаций (клубов, школ).
Существует 5 условий сертификации для авиационной организации:
1. Юридический статус. 2. Помещение. 3. Штат инструкторов. 4. Парк учебной авиатехники. 5. Дельтадром.
1. Юридический статус. Клуб, школа может быть как общественной, так и коммерческой организацией. Но она должна иметь также официальный статус авиационной организации, входить в Российские авиационные структуры (ОФ СЛА, РОСТО), работать в соответствии с регламентирующими документами и законами РФ в области АОН и СЛА, программами обучения и правилами полетов. «Независимые, свободные» от законодательства РФ организации не имеют необходимого юридического статуса. Их деятельность и выдаваемые ими «документы» неофициальны и незаконны. Вновь организуемые клубы, школы должны начинать именно с получения юридического статуса, узаконивания своей деятельности путем юридической регистрации и вступления коллективным членом в ОФ СЛА, РОСТО или создания под их эгидой (существуют летные организации РОСТО).
2. Помещение. Необходимо отдельное помещение для теоретических занятий, подготовки, ремонта и просушки техники. Желательно несколько помещений (учебный класс и технический класс). Плакаты. Учебная литература. Тренажеры. Все это должно присутствовать в серьезной школе, Клубе, претендующим на сертификацию. Теоретическая подготовка и некоторые тренажи должны проводится в помещении клуба, школы, а не в полевых условиях. Просушка и уход за парапланами, переукладка запасных парашютов, ремонт также требуют достаточно большого помещения. Неофициальные клубы и школы, как правило, делают все это на частной квартире в тесных и неприспособленных помещениях или непосредственно в поле. Помещение не обязательно должно быть собственностью летной организации. Организация может арендовать помещение или иметь его на основе договора о сотрудничестве.
3. Инструкторы. Как становятся инструкторами? Инструктор может назначить инструктором себя сам, это будет «черный инструктор». Инструктор может иметь «корочки» неофициального, несертифицированного никем не признанного, клуба, школы. Это «серый инструктор» с «липовыми» бумагами. Инструктор может иметь соответствующий допуск в летной книжке от клуба ОФ СЛА или РОСТО. Это будет «общественный инструктор». Как правило, это начинающие инструкторы, или люди, для которых работа инструктором не является основной. Инструктор может пройти государственную сертификацию и иметь «Свидетельство пилота СЛА» с допуском на инструкторскую деятельность. Чтобы получить такое Свидетельство, надо сдавать экзамены Государственной комиссии и иметь опыт успешной инструкторской работы в качестве общественного инструктора. Как правило, это профессионалы, имеющие большой опыт и хорошо зарекомендовавшие себя, случайных людей среди них не бывает. В клубе должен быть хотя бы один профессиональный инструктор, имеющий Государственную сертификацию, руководящий штатом общественных инструкторов. Каждый год инструкторы сдают экзамены, подтверждают (продляют) допуск на очередной год. Общественные инструкторы в клубе, государственные – Гос. Комиссии. В идеале, все общественные инструкторы клуба должны со временем пройти государственную сертификацию. Допуск может быть не продлен, а инструктор дисквалифицирован на определенное время или полностью в случае грубых нарушений ТБ, Правил регламентирующих организацию и проведение полетов, имевших место Предпосылок к летным происшествиям, допущенным по его вине. Понятно, что черные и серые «инструкторы» никому не подконтрольны и официально инструкторами не являются, осуществляя опасную деятельность без всяких правовых оснований. Учебные программы КУЛПА , PARAPRO написаны кровью, их нельзя безнаказанно произвольно сократить, упростить. Сиюминутная коммерческая эффективность находится в противоречии с безопасностью и надежностью. К сожалению, в парапланеризме до сих пор процветают черные и серые инструкторы, группы, клубы, школы осуществляющие незаконное обучение, «катание», «запускание» и полеты на парапланах. Они плодят пилотов с пробелами в обучении и фальсифицированными летными документами. Полеты организуются с грубыми нарушениями. Летные происшествия и предпосылки к ним скрываются. Закладывается облегченное отношение к парапланеризму и фундамент будущих летных происшествий.
4. Наличие парка авиатехники. У клуба сверхлёгкой авиации должен быть парк сертифицированных парапланов, исправных и пригодных для обучения.
Это удивительно, но условием сертификации летной организацией в России пока не является обязательное наличие международного сертификата AFNOR, DHV на парапланы. Но, добавим, это весьма желательно. Учить новичков нужно только на парапланах класса STANDARD. Техническая комиссия клуба должна определять пригодность техники для выполнения учебного процесса. Российские требования к технике должна определять ЭЛИЦ СЛА.
5. Наличие официально зарегистрированного дельтадрома (парадрома). Должна быть составлена Инструкция на проведение полетов на дельтадроме (парадроме). Согласованная и утвержденная в соответствующих государственных организациях. Необходимо иметь разрешение на использование воздушного пространства и разрешение от землевладельца на занятия парапланеризмом на территории дельтадрома. Должны иметься соответствующие документы. Дельтадром, летная площадка не обязательно должны принадлежать летной организации, но эта организация, на основе договора может проводить летную работу на официальных летных площадках других организаций.
Права и обязанности клуба
Осуществлять деятельность в соответствии с Уставом, Законодательством РФ, Воздушным кодексом РФ, законодательством в области СЛА. Документами, регламентирующими организацию и проведение летной деятельности ОФ СЛА и РОСТО. Это может быть спортивная, учебная, коммерческая, иная деятельность в области СЛА. Документы, регламентирующие организацию и проведение летной деятельности ОФ СЛА и РОСТО это, для учебной и спортивной организации прежде всего: КУЛП-СД-87 (Курс Учебно-летной подготовки спортсмена дельтапланериста), приложения и методические разработки к нему, учитывающие специфику параплана. Единая система подготовки и сертификации авиационного персонала сверхлегкой авиации (ЕСПС АП СЛА –96), НППД-84 (Наставление по производству полетов на дельтаплане), Положение о расследовании летных происшествий, и другие документы. Пакет этих документов должна иметь и обновлять любая летная организация СЛА, их можно приобрести в ОФ СЛА России. Клуб может и должен создавать и утверждать (согласовав с ОФ СЛА) собственные методические разработки по выполнению Задач и Упражнений КУЛПа, обеспечению безопасности, проведения летной работы в конкретных условиях данного дельтадрома, Клуба. Эти внутри клубные разработки, методики обучения и летной работы не должны противоречить регламентирующим документам ОФ СЛА. Руководство Клуба должно быть в состоянии осуществлять правовое обеспечение полетов, летной деятельности, взаимодействие со всеми контролирующими и заинтересованными в правовом обеспечении полетов организациями: ОФ СЛА, РОСТО, ГСГА (Государственной Службой Гражданской авиации). Авиационным отделом Транспортной Инспекции, ЗС ЕСУВД (Службы управления воздушным движением ближайшего аэропорта), В/ч, в воздушной зоне которых проходят полеты, УВД, ФСБ, землевладельцем и др.
В своей учебной работе, в зависимости от допусков полученных при сертификации и указанных во «Временном Свидетельстве» (см. Летные документы) Клуб может готовить:
- пилотов –спортсменов СЛА, - пилотов –любителей СЛА, - пилотов –курсантов СЛА, - руководителей полетов СЛА, - пилотов общественных инструкторов СЛА, и некоторых других, согласно ЕСПС АП СЛА-96
В своей спортивной работе Клуб сверхлёгкой авиации имеет право проводить учебные, тренировочные полеты, соревнования и по их результатам присваивать спортивные разряды до 2- го взрослого. Присвоение спортивных разрядов проводится согласно ЕВСК. Клуб подает представления на своих спортсменов на 1 спортивный разряд и выше в городской (областной) РОСТО. Городской (областной РОСТО) по представлению клуба может присваивать 1 спортивный разряд и звание КМС, и представлять спортсменов на звание МС и выше в РОСТО РФ (в Москву)
Летные документы.
Летные документы Клуба.
Кроме общих, юридических документов (Устав, Свидетельство о регистрации и т.д.) летная организация должна иметь специальные документы, подтверждающие ее статус летной организации и дающие право на деятельность в области СЛА. Выдаются ОФ СЛА для организаций –коллективных членов ОФ СЛА и РОСТО для подразделений РОСТО. Наиболее часто встречаются общественные организации (клубы, школы) – коллективные члены ОФ СЛА. Они должны иметь: 1. «Удостоверение члена Федерации» (коллективного). Подтверждается ежегодно уплатой членского взноса 15 у.е. 2. «Временное Свидетельство о годности авиационной организации к подготовке специалистов СЛА» Выдается клубу комиссией по сертификации ОФ СЛА России сроком на 1 год и подтверждается каждый год. Для прохождения сертификации требуется наличие 5-и вышеперечисленных составляющих. Требуется реальный опыт летной работы в качестве коллективного члена ОФ СЛА в течении определенного времени, как правило не менее1-2 лет. Продление Свидетельства на очередной год, как правило, проходит одновременно с ежегодной сдачей экзаменов инструкторами клуба и продлением их личных Свидетельств пилота и инструкторских допусков.
Летные документы пилотов
Летные документы, выдаваемые пилотам Клубом, это:
1. Летная книжка. Бланк летной книжки, утвержденного ОФ СЛА образца клубы приобретают в соответствующем отделе ОФ СЛА. Допуски в летной книжке даются в соответствии с КУЛП –СД-87 и подтверждаются подписью инструктора клуба и печатью Клуба. Запись о сдаче контрольных нормативов, экзаменов по теоретической подготовке и продлении допусков ставятся каждый год, подтверждаются подписью инструктора и печатью Клуба. В летной книжке ведется поденный и годовой учет полетов. Ставятся отметки об участии в соревнованиях и показанных результатах. В разделе «Квалификация» ставятся отметки о присвоении очередного спортивного разряда и спортивного звания. Имеется раздел «Данные о летных происшествиях (нарушениях)», другие разделы. «Положение о летной книжке и требования по ее ведению» имеется в самой летной книжке на одной из первых страниц. Летная книжка является основным документом пилота. Летная книжка должна давать полное представление о квалификации пилота, регулярности его полетов, имевших место нарушениях. Контроль за правильностью заполнения летной книжки осуществляет Клуб. Контроль за деятельностью Клуба осуществляет ОФ СЛА при ежегодной сдаче экзаменов летным инструкторским составом и продлении Временного Свидетельства Клуба. Летная книжка предъявляется пилотом для подтверждения статуса и квалификации пилота, представителям всех контролирующих авиационных организаций, представителям органов власти, спортивных организаций, на всех официальных летных мероприятиях и соревнованиях. На всех дельтадромах и парадромах. Летная книжка является обязательным документом для каждого пилота, как спортсмена, так и любителя.
2. Классификационная книжка спортсмена 3-2 спортивного разряда. На основании результатов проведенных соревнований и согласно ЕВСК Клуб имеет право присваивать 3 и 2 спортивные разряды. Делая об этом соответствующую запись в разделе «Квалификация» летной книжки и выдавая Классификационную книжку спортсмена 3-2 спортивного разрядов установленного образца. Бланки книжек должны иметься в РОСТО и (или) Спорткомитете. Квалификационная книжка предъявляется пилотом при заявке на соревнования, по требованию спортивных организаций для подтверждения спортивной квалификации.
Это ВСЕ документы, право выдавать которые, делегировано Клубу «по умолчанию» вышестоящими авиационными организациями (ОФ СЛА, РОСТО). Конечно, Клуб сверхлёгкой авиации вправе создать любой внутриклубный документ (Клубную карточку, например), но хождение такой документ может иметь только внутри данного Клуба. Разумеется, Клуб не вправе вводить в заблуждение пилотов по поводу правомочности выдаваемых им документов. Клуб не должен выдавать неправильно оформленные документы.
Некоторые, клубы (школы) выдают своим членам (ученикам) летные книжки не установленного, произвольного образца, не соответствующие требованиям ОФ СЛА. Такие документы не правомочны. Некоторые клубы, школы выдают так называемые «Национальные лицензии» и «Международные лицензии», такие документы не правомочны. Национальную лицензию (Свидетельство пилота СЛА ) правомочна выдавать только государственная организация (ГСГА).
Летные документы пилота, выдаваемые РОСТО и Спорткомитетом.
Парапланеризм в нашей стране относится к техническим видам спорта. РОСТО и Гос. комитет РФ по физической культуре и спорту выдают пилоту документы, подтверждающие спортивную, судейскую и тренерскую квалификацию. Спортивные документы: - Классификационную книжку спортсмена 1 разряда и КМС (выдает городская РОСТО) - Удостоверение Мастера Спорта и МСМК (выдает Гос. комитет РФ по физ. культуре, спорту и туризму) Судейские документы: - Удостоверение Судьи по спорту соответствующей судейской категории. Тренерские документы: - Удостоверение тренера–преподавателя по парапланерному спорту соответствующей классификационной категории.
Документы, выдаваемые пилоту ГСГА ( Государственной Службой Гражданской авиации) РФ.
ГСГА РФ (ранее Федеральная Авиационная Служба) по результатам сертификации летного персонала, проводимого экспертной комиссией ОФ СЛА РФ выдает «Свидетельство пилота СЛА» (Ultralight Aircraft Pilot Licence). Это государственный документ с соответствующими квалификационными отметками (Пилот-любитель, пилот-спортсмен, пилот-инструктор и т.д.). По сути, этот документ и является Национальной лицензией пилота. Свидетельство подтверждается каждый год, о чем делается соответствующая отметка.
Спортивная лицензия FAI
Выдается спортсменам для участия в международных соревнованиях Федерацией Авиационного спорта России.
Итак, как летные организации (клубы, школы), так и пилоты должны пройти сертификацию. Организации проходят сертификацию в ОФ СЛА и должны иметь «Временное Свидетельство о годности авиационной организации к подготовке специалистов СЛА» Пилоты, должны быть членами сертифицированной авиационной организации и иметь «Летную книжку пилота СЛА», выдаваемую Клубом. Пилоты, прошедшие Государственную сертификацию, получают «Свидетельство пилота СЛА», являющееся национальной лицензией. Спортсмены, судьи, тренеры-преподаватели должны также иметь соответствующие, перечисленные ранее документы.
В каждой цивилизованной стране пилоты СЛА безоговорочно соблюдают Законодательство своей страны в области СЛА. Вопрос сертификации решен во многих экстремальных видах спорта и в России. К сожалению, в нашей стране в парапланеризме царит почти полный правовой беспредел. Эта ситуация, очевидно, выгодна нелегальному парапланерному бизнесу, не желающему ответственности, контроля и потери части прибыли. Соблюдение закона не выгодно «черным» и «серым» инструкторам, школам и клубам, имеющим своих достаточно многочисленных клиентов, последователей и сторонников, свое негативно настроенное к Закону лобби. Не знать Закона, плевать на Закон считается в этой среде хорошим тоном. Идет воспроизводство пилотов, не желающих в принципе соблюдать никакие Правила, ни терпящих, ни малейшего контроля и ограничения своеволия. Но такая ситуация не должна устраивать законопослушных людей, желающих заняться парапланеризмом. И заниматься безопасно, в сертифицированных школах, клубах, у сертифицированных инструкторов, летать на сертифицированной авиатехнике, иметь правовое обеспечение полетов, правомочные летные документы. Ситуация вероятно должна быть изменена с двух сторон. Снизу и сверху. Законопослушные, цивилизованные пилоты, граждане должны оказывать давления на Клубы, Школы, инструкторов по узакониванию полетов и особенно обучения. Требовать документы, наличие сертификата (Временного свидетельства) у обучающей организации. Требовать Свидетельство пилота с инструкторским допуском у инструкторов. Требовать выдачи правомочных документов (летных книжек установленного ОФ СЛА образца от сертифицированных организаций с соответствующими отметками) и правового обеспечения полетов. ОФ СЛА не должна допускать на официальные мероприятия ОФ СЛА (Чемпионат, Кубок России и др.) пилотов не признающих ОФ СЛА, имеющих неправомочные документы, выданные не сертифицированными организациями. Сертифицированные и не сертифицированные организации и пилоты должны почувствовать разницу своего статуса, своих документов. Вышестоящие контролирующие организации должны создать прецедент. Возможность пройти сертификацию есть у всех пилотов и организаций. Необходимо это сделать. Закон надо соблюдать.