Четверг, 28.03.2024, 20:20 Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Друзья сайта
  • Рихтгофен
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Часы
    GOOGLE
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Особенности полетов в горах


    Полет в горах занятие величественное, но вместе с тем и ответственное. Воздушные потоки здесь очень своеобразны. Даже большой опыт горных восхождений не позволяет с большой достоверностью оценивать воздушную обстановку.

    От равнинных воздушных течений горные отличаются своей масштабностью и непредсказуемостью. Роторы диаметром в десятки и сотни метров воспринимаются как нисходящие и восходящие потоки умеренной силы. В них легко и быстро можно потерять триста-четыреста метров высоты и попадание в запланированную точку посадки станет проблематичным. Со склонов сходят термические пузыри такой интенсивности, что порою кажется будто в купол въезжает на полном ходу паровоз. После этого невольно с пристрастием осматриваешь, что там осталось над головой от параплана.

    Высоко над хребтами, огибая окологребневые турбулентные мешанины, рождается ламинарное волновое течение, способное поднять на высоты, где без кислородной маски выжить трудно, а замерзнуть легко. Для появления таких потоков нужен довольно сильный ветер, поэтому парапланеристу поймать волну практически сложно, а планеристы иногда этим явлением пользуются.

    Слетая с вершины хребта в долину парапланерист за несколько минут может миновать несколько климатических поясов, из зоны вечных снегов попасть в субтропическое лето.

    Преодолевая перепад высот в несколько километров можно тем не менее продолжительное время находиться в опасной близости от дикого и сурового рельефа земной поверхности. Пути ветров в горах очень замысловаты. На расстоянии в несколько сотен метров направление ветра может поменяться на противоположное, а штиль смениться ураганом. Я был свидетелем интересного явления, когда в ущелье затишье, длившееся ровно десять минут, сменялось шквалом на две минуты, затем опять затишье и так бесконечно с точностью хронометра. На следующий день эти часы кто-то выключил и все было совершенно по-другому, хотя глобальное направление и сила ветра над хребтами остались примерно прежними.

    В горах характерна послойность горизонтальных перемещений воздушных масс.

    Образно это можно сравнить с реками, текущими одна над другой в различных направлениях. Разделены такие реки слоем турбуленции, а при столкновении двух потоков рождается вообще неописуемый хаос. Не нужно конечно думать, что все всегда так безнадежно плохо. Часто полет в горах протекает спокойнее, чем на подмосковном овраге, но уж если попадете действительно в трудные условия борьба идет не на шутку.

    Сложность потоков в горах объясняется не только сильно пересеченным рельефом, но и очень контрастными температурными перепадами. Воздух охлаждается на ледниках и рядом же раскаляется словно в печи на скалах.

    Все это способствует турбуленции и в полете частенько потряхивает.

    Облака в горах не являются признаком восходящих потоков. Как правило правый и левый склоны хребтов прогреваются по-разному, поэтому при ветре, дующем поперек гребней гор, облака над хребтами могут появляться или, наоборот, таять. Как известно, облака появляются при столкновении теплого воздуха с холодным. Если на равнине это происходит при подъеме теплого воздуха (восходящие термические потоки) к холодному на высоте, то в горах теплый воздух может встретиться с холодным за любым поворотом ущелья. Воздух, охлажденный на ледниках, словно лавины скатывается по склонам вниз, создавая обширные зоны нисходящих потоков. Когда-то при тестировании я стартовал в месте, где высота в несколько сотен метров над рельефом набирается в считанные секунды. Но попав в слив холодного воздуха наскрести необходимой высоты так и не удалось. На протяжении шестисот метров по высоте вариометр показывал "минус шесть".

    Восходящих потоков в горах тоже предостаточно, но научиться эфективно ими пользоваться непросто. Самый верный указатель таких потоков - это конечно птицы.

    Восходящие термические потоки в солнечные дни формируются над лесными полянами (особенно у кромки леса), над травянистыми склонами южной экспозиции и над скалами. Причем со скал чаще сходят узкие, рваные, кипящие потоки, обрабатывать которые сложно и неприятно. Над лесистыми склонами хорошие термики формируются реже, потому что затененная кронами деревьев почва прогревается дольше.

    Вачать полеты в горах лучше с изучения ветровой обстановки на местах старта и посадки, а также с опроса знающих пилотов о местах, куда лучше не летать. Плохо летать в одиночку, а летая вдвоем желательно иметь радиосвязь. Обнаружить в горах человека, совершившего аварийную посадку, бывает очень трудно. С собой, помимо прочего, следует взять тридцать-сорок метров вспомогательной альпинистской веревки (диаметром шесть-восемь миллиметров, прочностью до тысячи килограммов). Она поможет при случае спуститься с дерева, пройти короткий, но непреодолимый без веревки участок (скалы, крутой лед, бурная река). Для старта лучше выбрать более или менее горизонтальный участок склона на середине подъема. Если точка старта недалеко от вершины хребта, нужно туда подняться и убедиться, что мягкий ветерок на склон действительно долинный бриз, а не роторный противоток от ветра, дующего из-за горы.

    Если горизонтальной площадки для раскладки не нашлось, то при старте с несколько боковым ветром параплан будет валиться вбок, может сдернуть со склона и протащить. При сильно боковом ветре поверхность склона часто индуцирует роторы, способные привести к падению сразу после старта. Однажды я летел на малой высоте над лесистым склоном навстречу несильному боковому ветру и за несколько минут имел четыре фронтальных подлома передней кромки одно за другим. Каждое подскладывание сопровождалось проваливанием вниз, и я с трудом долетел куда хотелось.

    Высоко в горах затрудняет старт рыхлый снег и разреженная атмосфера. Уже на высоте трех километров взлетная скорость заметно возрастает, а каждый неудавшийся старт сопровождается одышкой.

    В полете, особенно на малой высоте, лучше пореже пользоваться средствами перебалансировки купола. Самым безопасным считается полет, когда параплан немного придерживается клевантами. Если сложилась ситуация, что нужно воспользоваться спасательным парашютом, когда обстоятельства позволяют, лучше не торопиться. Если удастся вернуть параплан к нормальному полету, можно будет выбрать подходящую посадочную площадку, что в горах не всегда просто. Неуправляемый же спуск с запаской на скалы, камни, крутой лед, в каньоны приведет к плохим последствиям. Определять минимальную безопасную высоту применения спасательного парашюта приходится на глаз, т.к. парапланерный высотомер не показывает истинной высоты над конкретной точкой рельефа.

    Глазомер в горах работает гораздо хуже, чем на равнине. Масштабные ориентиры воспринимаются по-разному под разными углами зрения, а так же в зависимости от окружающего фонового рельефа.

    Посадочные площадки в горах ограниченные, как правило, да и на них бываетдостаточно помех (ручьи, камни и неровности). Посадочные скорости в высокогорье повышенные. Поэтому очень важно заходить на посадку против ветра. Если ветроуказатель отсутствует, можно попытаться определить ветер по сносу, произведя несколько поворотов над площадкой. Плохо, что способ этот хорошо действует уже на малой высоте и при достаточно сильном ветре. В общем надо всегда быть готовым к посадке, напоминающей прыжок на ходу из поезда. Если посадочная площадка имеет уклон, то обычно предпочтительнее садиться на уклон вверх, а не под уклон (в первом случае посадочная дистанция меньше). Помогает заходу на посадку хорошее владение всеми способами ускоренного спуска (исключая крутую спираль, потому что посадочная глиссада должна быть упорядоченной и хорошо контролируемой). Часто вокруг площадки приземления имеются высокие препятствия - деревья, строения, скалы. Поэтому нужно уметь безопасно, без свала парашютировать почти вертикально с высоты порядка десяти метров.

    В заключение хочу напомнить, что только огромный опыт делает приемлемо безопасным сольный полет в высоких горах.

    Категория: Мои статьи | Добавил: stahanov (15.11.2012)
    Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Нужны статьи?
    Посещаемость
    Статистика
    Конструктор сайтов - uCoz