Путешественникам, двигающимся со стороны города Севастополя по направлению к Южному Берегу Крыма, вид на Черное море впервые открывается только у «смотровой площадки» (встречаются и другие названия этого места - «галерея», «ласпинский тоннель»), которая расположена рядом с примечательной горой Куш-Кая. Именно со «смотровой» открывается вид на одну из живописнейших и по-своему уникальных мест Южного Берега Крыма - бухту Ласпи.
Парадром «Ласпи» по красоте вполне может соперничать со многими парапланерными площадками не только стран СНГ, но и зарубежья. Великолепные виды на бухту, окружающие скалы, дивную природу и прекрасные ощущения будут с Вами в полете постоянно.
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
!. Уровень подготовки пилота: опытный, обязателен опыт полетов в горных условиях!
1. Рейтинг парадрома: неофициальный, не сертифицированный;
2. Координаты старта:
- GPS координаты старта - N 44°2540.17” Е 33°4242.75”
3. Высота старта
- высота старта над уровнем моря – 292 метра;
4. Координаты ближайших удобных мест посадки
- место посадки «дорога на Батилиман» - дорога длинная садитесь, где хотите;
- место посадки «пляж лагеря «Ласпи» - N 44°2511.01”Е 33°4234.33
- поле в 500 метрах на север от "смотровой площадки"
- крыша тоннеля (сложно)
5. Перепад высоты между стартом и посадкой
- перепад между стартом и местом посадки «батилиманская дорога» - примерно 150 метров;
- перепад между стартом и местом посадки «пляж лагеря «Ласпи» - 291 метр;
6. Направление ветра для старта
- ветра ЮЮЗ, Ю, ЮЮВ. Основной - ЮГ
7. Основные высоты в районе полетов
- север – хребет горы Каланых-Кая, который тянется на восток. Высота хребта колеблется от 480м до 627метров. За горой находится Байдарская долина.
- запад - гора Куш-Кая – 664 м. Переходит к северо-западу в хребет Кокиябель максимальной высотой 684 метра.
- восток - гора Ильяс-Кая высотой 681 м.
8. Координаты ближайшего места стоянки для транспорта
- N 44°2540.17” Е 33°4242.75” (у старта на тротуаре трассы Севастополь-Ялта)
9. Возможность подъехать на старт
- ехать не нужно - Вы уже практически на старте!
10. Лучший сезон для полетов
- май-октябрь
11. Лучшее время для полета
– с 10.00 до 11.00; 14-17(в зависимости от времени года).
РЕКОРДЫ ПАРАДРОМА ЛАСПИ
Официально зарегистрированные рекорды: нет.
Не зарегистрированные рекорды: неоднократно пилоты клуба из г. Севастополя, стартовав с парадрома Ласпи, достигали близлежащих мест: п.г.т. Форос, сел Гончарное и Орлиное, города Балаклавы и даже до мыса Фиолент. Максимальная протяженность маршрута при этом составляла около 10 км и более.
«Ласпи» от других летных площадок отличается видами, открывающимися пилоту в полете, соответствующей «расслабляющей» обстановкой, которая настраивает на лирический лад. Кроме «катательных» полетов на тандемах здесь, можно сказать уже традиционно, проводятся «закрытия летного сезона Крыма». Приятно после напряженного лета встретится, никуда не спеша пообщаться, полетать, поделиться накопленным опытом и просто хорошо отдохнуть. А затем, с новыми силами приступить к работе, и ставить новые рекорды.
ОПИСАНИЕ СТАРТА, БЛИЖАЙШЕГО МЕСТА ПОСАДКИ
И ОКРУЖАЮЩЕЙ МЕСТНОСТИ
Общее описание
Старт расположен на высоте 290 метров над уровнем моря на живописном склоне горы Каланых-Кая, которая вытянута гигантским хребтом Змея-Горыныча с востока на запад и в своей восточной оконечности (собственно голова Змея) достигает высоты 627 метров. Рядом с площадкой для старта проходит трасса Севастополь-Ялта. Плюсом является близкий выход на старт от трассы, а так же отсутствие высоких искусственных препятствий, высоких линий ЛЭП, трубопроводов.
Стартовая площадка парадрома образована искусственно при ремонте полотна трассы Севастополь - Ялта. Грунт во время ремонта дороги ссыпался в большой отвал, и эта насыпь образовала площадку площадью примерно 5 «соток». Стоя на старте, обернувшись, можно видеть железобетонные опоры под автомобильной дорогой.
Она не везде идеально ровная, по центру площадки проходит то ли дождевая канава, то ли искусственный небольшой ровик, который особо не мешает. По краям поляна ограничена леском. Ближе к нижней части площадки растут кусты шиповника, ежевики. Из-за малых размеров площадки разложить для старта можно только один параплан.
Вдоль трассы с северной её стороны проходит оптоволоконная линия на столбах высотой 7 метров. Немного огорчает минимальное количество посадочных площадок непосредственно вблизи старта. Они есть, но осуществление посадки требует достаточных умений и навыков, грамотного и своевременного построения предпосадочного маневра.
Самый крупный водоем в районе полетов, конечно же, Черное море. Полет будет проходить в самой непосредственной близости от него, а местами над водой.
Район полетов
ЮГ
С южной стороны перед Вами Черное море, немногочисленные поселки и пансионаты, разместившиеся вдоль бухты. Если провести взглядом слева - направо начиная юго-востока, то первым видится мыс Сарыч, база отдыха «Атлантика», за ней пансионат Изумруд. Потом база отдыха «Дельфин», свежепостроенная «китайская стена» в виде высотного здания санатория «Берег Мечты». Далее, центральную часть пейзажа занимают корпуса и территория пионерского лагеря «Ласпи», на юго-западе пансионат «Мыс Айя», поселок "Батилиман.
ЗАПАД
На запад высится гора Куш-Кая (высота 660 м над уровнем моря) плавно переходящая в хребет Кокиябель. За Куш-Кая скрываются мыс Айя, «Затерянный мир», пляжи «Инжир», «Золотой». А далее - Балаклава.
ВОСТОК
На востоке простирается небольшое плато, соединяющее горы Каланых-Кая и Ильяс-Кая (высота хребта примерно 550 м над уровнем моря), за ним Байдарская долина (примерно 300 - 400 метров над уровнем моря).
СЕВЕР
С севера над парадромом нависает хребет горы Каланых-Кая. Её южные склоны покрыты преимущественно невысокими сосновыми деревьями, а лиственными ближе к «домику лесника» с восточной стороны.
Старт
Старт «Южный» - основной и единственный
Каких то заметных проблем у старта на парадроме Ласпи нет. Сам старт с небольшим уклоном на юг градусов 40. Крупных камней и высоких препятствий нет. Желательно поднимать купол аккуратно и с первой попытки, так как в случае ошибки придется повозиться с раскладкой купола для повторного старта. Падение купола, пусть и в невысокий кустарник, отнимет некоторое время. Как правило, после старта, пилоты уходят вправо (на запад) под «смотровую площадку», где и проходит набор высоты. Связано это, во-первых, с тем, что полеты проходят чаще при юго-восточном ветре, а во-вторых - слева от старта расположен невысокий холм с лесом где, скорее всего «просадит». Поэтому, уходя под стенку, вы практически всегда попадаете в динамик, набираете высоту и уже после этого ходите вдоль всего хребта (в зависимости от погодных условий).
Однако есть ряд небольших особенностей.
Первая - старт короткий. К сожалению, места хватает для раскладки только одного купола. Места для разбега практически нет. Тренироваться в старте и хождении с куполом здесь не получится. Хотя, расширить стартовую площадку при желании вполне возможно. Для этого необходимо поработать физически, выкосив высокую траву и кусты, но пока в этом особой необходимости не было, стартовать можно и поочередно.
Вторая и, наверное, основная особенность старта - приходится стартовать не с верхней точки горы, так как на вершине горы старта нет, а почти посередине. Поэтому, перед полетом более тщательно присмотритесь к летным условиям. Допустим, в верхней точке горы ветер будет 6-8 м/с, то на уровне старта (соответственно ниже) скорее всего, придется взлетать в «соплях», уходить под «смотровую» и максимально быстро в динамике набирать высоту. Если Вы сразу не «зацепитесь» за динамик или поток, и у Вас нет желания садиться в самом низу на пляж у моря - времени на раздумья мало. Ближайшая посадка сразу под Вами всего в метрах 50-70 - это дорога идущая с востока на запад от поселка Ласпи к пансионату «Мыс Айя». На такой высоте подходящих для посадки полянок уже не найти.
Другой вариант, если на старте ветер 7-8 м/с, есть вероятность, что на уровне хребта он будет гораздо сильнее, будьте к этому готовы. И не забывайте, что это хребет, а не плато. За ним будет приличный «ротор». Поэтому, перелетать его нужно с достаточно безопасным запасом высоты, обезопасив себя от возможных серьезных проблем.
Посадка
Посадочных мест не особо много и в основном это автомобильные дороги, либо поляны небольшой площади, а так же полоски пляжа у пионерского лагеря «Ласпи».
Относительно безопасными местами посадки могут являться:
- «батилиманская дорога», при посадке внимательно осмотритесь, не приближается ли автомобиль к планируемому месту посадки. (столбов, электропроводов, вышек рядом с дорогой нет);
- трасса Севастополь-Ялта (внимание, на трассе практически постоянно активное автотранспортное движение);
- немногочисленные поляны с восточной стороны от старта, хотя их правильнее назвать небольшие проплешины на зеленом поле лесного массива;
- «арка Ласпи». Это строение в виде громадного навеса над всей дорогой для защиты от падающих камней. Ширина крыши арки около 15-20 метров, длинна около 150-180 метров. С северной стороны она вплотную примыкает к горе. С других трех направлений крыша не ограждена ничем! Построение неправильного захода на посадку грозит падением с крыши арки. При данной посадке, как никогда, будет важна точность.
- большое поле на северо-востоке от "смотровой площадки", при наборе высоты более 70 метров можно перелететь гряду над "смотровой площадкой" в районе вышек связи и сесть на поле, желательно подальше от гряды, иначе рискуете попасть в приличный нисходящий поток.
ПАРЕНИЕ
Как правило, из-за близости моря, летные условия, в основном, диктует бриз, чаще, с юго-востока. В Ласпи негде летать на ветрах северного направления. Основная составляющая ветра всегда должна быть с юга.
Перед полетом внимательнее присмотритесь к погодным условиям. Помните, что стартуете посередине горы. Чтобы убедится, что ветер дует на склон, а не «роторит» от хребта - посмотрите на море, и о направлении ветра все сразу станет ясно.
Сразу после взлета, чаще всего, приходится уходить под смотровую площадку и там набирать высоту, а затем уже возвращаться к хребту и набирать в динамике до уровня пика хребта. Северная часть хребта, над которой, возможно, будет проходить часть маршрута, покрыта достаточно большой площадью леса и без открытых мест, что необходимо учитывать при полете, особенно при перемене ветра.
Самое подходящее направление ветра южное, но чисто южным оно бывает редко. В основном это юго-восточное направление. При этом можно летать вдоль гряды на юго-восток и юго-запад. В термическую погоду потоки сходят мощные, но хорошо набирать очень сложно из-за близости моря. Периодически возникают условия для перелета в направлении Байдарской долины, села Гончарное, а так же на Балаклаву и далее на запад.
Если Вы идете вдоль хребта на запад выше смотровой площадки старайтесь иметь запас высоты, так как у смотровой на окончании хребта установлены антенны мобильной связи. Так как воздушные массы перетекают в Байдарскую долину между окончанием хребта Каланых-Кая и горой Куш-Кая, будьте готовы к возможному усилению ветра при пролете этого района.
Во время полета периодически смотрите на море, определяя возможные порывы ветра над поверхностью моря, которые могут быть по Вашему курсу. Это может быть похоже либо на темную зону на воде или белые барашки, если порыв ветра больше чем 15 км/час. Вы можете увидеть эти зоны, идущими с приличного расстояния и внести необходимые коррективы в полете. Кроме этого, в определении направления и силы ветра могут помочь и костры шашлычников у харчевен, что расположены у «смотровой площадки».
СЕЗОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Из-за близости моря, как и на парадроме Форос, Ласпи часто посещают весеннее - летние туманы. Этот процесс продолжается, пока прогреется море. Днем, все усиливающееся солнце, прогревает водную поверхность. Затем, по известным законам физики, формируется туман, который плотной пеленой висит над морем. Если ветер развернется на сушу - туман «штурмует» перевалы Байдар и Ласпи, перетекает в Байдарскую долину, «заливает» виноградники Балаклавы. Картинка получается очень красивая. Если ветер слаб - молочная пелена висит, закрывая Южный берег от солнца на несколько дней.
Ближе к июню, когда солнце все активнее начинает прогревать поверхность земли, с утра над горами активно нарастает «кучевочка», которая рассасывается к концу дня. Это самое благоприятное время года для маршрутных полетов. Если в погоду не вмешивается серьезный фронт, такой процесс периодически продолжается несколько дней, а потом, после нарастания в воздухе критической массы водяных паров, скорее всего, последует короткий и сильный ливень в середине дня. Затем, по его окончанию, опять появляется солнце, и все повторяется сначала до полного испарения влаги с поверхности земли и наступления летней жары.
ОСОБЕННОСТИ
Основное - летая в районе парадрома Ласпи, не забывайте про находящиеся рядом государственные объекты. Восточнее мыса Сарыч находится всемирно известная «Горбачевская дача» (по государственному наименованию - «Заря»). Далее, в Мухалатке, Мелласе есть еще несколько «госдач» (может в этом месте ссылку на фото запрещенныхдля полетов районов добавить?). Как всем известно, «госдачи» используются для отдыха высших должностных лиц Украины и прибывающих гостей других государств. Поэтому объекты не зря имеют статус «государственных» и не трудно догадаться, что в обеспечении безопасной охраны так или иначе участвуют практически все силовые структуры Украины, которые вполне способны в лучшем случае изрядно потрепать Вам нервы и кошелек.
Главное - не залетать в эти районы, хотя для таких полетов надо быть достаточно «продвинутым» да и рисковым пилотом, потому как посадка в районе охраняемых объектов достаточно проблематична из-за наличия многочисленных проводов, зданий, парковых зон, заборов, столбов освещения и т.д..
Если же все-таки Вас угораздило приземлиться в «закрытый район» рекомендуем выполнять все законные требования охраны (под законными требованиями надо понимать сбор информации о Вас, проверка носимых вещей на отсутствие предметов, запрещенных к обращению и т.д.). По имеющемуся опыту, а случай такой был с местным пилотом, приземлившимися на «горбачевку», после предоставления установочных данных о себе, адекватного поведения задержанного летуна, пилота отпустили.
О том, когда можно спокойно полетать как в районе Ласпи, так и в районе Фороса уточните лучше у местных пилотов. Поверьте, всего один звонок сбережет Вам и нам нервы и хорошее настроение, и у Вас к тому же не будет потерь времени и денег.
Второе - не будет лишним напомнить об особенностях полетов у высоких, отвесных скал, моря и лесной местности с отсутствием посадочных мест. Высота скал в районе полетов колеблется от 50 до 600 метров. К этому можно добавить и сильные потоки, как восходящие, так и нисходящие. Поверхность земли под Вами будет сильно пересеченная с многочисленными складками, вперемешку чистыми скальниками и лесным массивом, то есть с участками местности совершенно разными по прогреву. Иногда возникает ощущение, что полет проходит над полем крупных и мелких пузырей и напоминает езду на машине по вспаханному полю.
Третье - не забывайте, что Вы летаете рядом с крупным водоемом и морально должны быть готовы к возможной посадке на воду. Приводниться в незнакомом месте с учетом наверняка отсутствия у Вас средств спасения на воде и, скорее всего опыта таких посадок, может привести к негативным последствиям не только для электронных приборов на борту и мокрого купола с подвеской, но и не дай бог для здоровья пилота.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МЕСТА
Добраться до парадрома Ласпи очень просто. Он находится на трассе, которая кольцом охватывает половину Крыма, при этом проходя через города Симферополь, Ялта, Севастополь. Это основная трасса на Южном берегу Крыма.
От г. Севастополя:
Дорога Севастополь — Ялта, 38 км шоссе. Особая примета - на этой трассе, над бухтой Ласпи, расположена смотровая площадка, с которой, если Вы добираетесь через Севастополь, впервые открывается замечательный вид на Черное море и всю бухту Ласпи.
От г. Симферополь и Ялта:
От Симферополя до Ялты можно доехать на автобусе, маршрутке или междугороднем троллейбусе, а затем пересесть на транспорт, идущий на Севастополь — до остановки «смотровая площадка», примерно 50 км от г. Ялта.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО СТАРТА
Остановившись на трассе Севастополь-Ялта, самое главное - это безопасно расположить на тротуаре свой автотранспорт, если Вы к парадрому добирались на автомобиле. В метрах в 100 от «арки» и смотровой площадки, справа от дороги (если идти по направлению в сторону Ялты) Вас поджидает очень широкий тротуар с примечательно низким бордюром. Здесь оставляем авто и проходим вдоль дороги метров 10. У окончания опорной стенки находится начало тропы, которая через 20м приведет к старту.
НАПОМИНАЕМ!
Полеты для Вас, уважаемые гости Севастополя и Крыма, могут стать куда более комфортными и безопасными, если не сочтете за труд связаться с пилотами Севастопольского парапланерного клуба. Вне зависимости от вашего уровня подготовки и опыта, было бы крайне неосмотрительно облетывать незнакомые места в одиночку. Разумнее заранее справиться о точных, оптимальных местах старта, как и о местах, опасных для полетов. Местные пилоты проинформируют также об особенностях пребывания в пожароопасное время в лесу, так как большая часть парадромов в районе г. Севастополя, г. Ялты находится в лесной местности. От них вы можете также получить телефоны контролирующих, охранных и спасательных служб, с которыми возможно придется контактировать (лесники, пожарники, пограничники, служба охраны…).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Данное описание нельзя использовать как инструкцию или руководство к действию. Здесь излагаются советы исходя из опыта многих пилотов. Каждому, кто планирует полетать в описанной местности, необходимо использовать данное описание только как подсказку. Никто, кроме Вас не несет ответственность за Ваши собственные безумные, бестолковые действия. Решение на полет принимаете только Вы, сообразуясь со своим опытом, налетом и другими возможностями. Желаем Вам высоких полетов и мягких посадок, число которых всегда должно совпадать!