Итак, я выбил отпуск, которого впритык хватало для участия в Чемпионате Украины 2011. Для минимизации времени в пути выбрал авиаперелёт Киев - София - Киев и автобус София - Прилеп - София. Оказалось, что тем же путём в те же даты едет Влад Морозов, без которого я бы получил гораздо больше малоприятного "экспириенса", за что ему спасибо.
Путешествие на Embraer RJ145 приятно порадовало — красотища, облака, пилот виражи между ними закладывает.
Ближе к Софии перелетели над небольшим атмосферным фронтом — сбоку интересно выглядит: куча слоёв облаков, игра света и тени. А сверху — просто белая пелена. Ну и ладно, зато не колбасило. Сели мягко.
В Софии сразу появился вопрос местных тугриков, так как водитель рейсового автобуса за евро не повёз. В единственном аэропортовом обменнике перерыв — с полчетвертого до полпятого. Всё для удобств пассажиров.
Поменяли деньги, но билеты водитель автобуса тоже не продаёт. Пошли в один из книжно-канцелярских магазинчиков там же, в здании аэропорта, купили билеты (по 1 лев, около 0,5 евро).
Стоим на остановке, ждём уже третьего по счету автобуса. Рядом происходит какое-то напряженное общение плотных товарищей в кожанках и пассажирами дипломатического вида. Это был намёк, что здесь не все так просто. Автобус подъехал, талоны закомпостировали, всё, едем в город. Через пару остановок в автобус заходят те самые орлы в кожанках. Да, это таки контролеры. Я с чистой совестью показываю закомпостированный талон, но их явно интересует туго набитый вещами рюкзак Go-Go, за который видимо хотят получить штраф. В Киеве даже в мелких маршрутках на него никто не обращал внимания, но здесь процесс состригания капусты с непросвещённых иностранцев налажен. После короткого сопротивления плачу штраф в 10 лев. Параллельно завязывает жёсткая перепалка контролёров с одним из местных пассажиров. Оказалось, что он встал на нашу защиту и обвинил талонных блюстителей в порче имиджа Болгарии. Неожиданно и приятно.
Билеты на автобус София - Прилеп - София я купил заранее через интернет (70 лев). На автобусной станции в офисе компании-перевозчика кассирша делает круглые глаза и очень убедительно расказывает, что я не мог этого сделать и никаких билетов не получу. Но справедливость восторжествовала. Посовещавшись с кем-то по телефону кассирша все-таки залезла в компьютер, нашла мою бронь и выписала билеты. Однако я провтыкал один момент: для обратного рейса не была проставлена точная дата (хотя на сайте я все указал), потом это оказалось очень важно.
Таможни пересекли без проблем и в полчетвёртого ночи оказались на автостанции в Прилепе, откуда нас забрал Мэдкет, спасибо ему.
Дома удалось поспать пару часов, перекусить блинчиков-палачинок и всё — пора летать, погода зовет. Везде знакомые лица, как я рад всех видеть :)
Полетал минут 40. Довольно плотная облачность перекрыла вентили Солнцу и потоки были невнятные, да и голова не соображала после переезда. Внизу встречаюсь с пилотами из Москвы и Харькова, нас подбирает самосвал, ехавший с россиянами со старта соревнований UniverseCup.
ДЕНЬ 0. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ.
31 июля, воскресенье. Прогноз дают отличный, база 2500, небольшая облачность, штиль. Выезжаем на старт, погода выглядит очень перспективно. Боря расказывает, что в Прилеп за крайние дни он летал два раза и уже надоело. Ну что ж, попробую и я.
Решили с Борей полетать группой. Возле старта всё хорошо и предсказуемо, переходим на скальник — отличный 3 м/с поток.
Переходим на крест. Я пошёл дальше. Потоков много, а долина похоже работает даже лучше склонов. Народ потянулся обратно к старту, а я пошёл левее, долиной. Однако сливает! Прижимаюсь к склону, в притирку по высоте подхожу к знакомому скальнику. Полёты возле склонов, когда держит, это нечто! Под ногами проплывают полянки, деревья, серпантин дороги, ползущие по ней машины. Физически ощущается объём рельефа.
Реально чувствуешь себя орлом, высматривающим добычу. Начинает поддалбывать крыло — поток рядом. Та самая тройка, взлетаю за две тысячи.
А в долине уже вовсю работает термичка. Пойду ка её пощупаю. Переход — набор. Возле деревни Кривогаштаны (или Кашкавалы, как кто-то из пилотов назвал её, явно желая перекусить ) догоняю Володю Перевалова и Мэдкэта, но они намного ниже.
Пытаюсь поснимать их на мыльницу-ультразум, параллельно крутя широкий мягкий поток. Увы, но здесь справится только зеркалка - не хватает скорости автофокуса, из-за качки и взаимного движения цель постоянно убегает. Жаль, разноцветные крылья в динамичных позициях на фоне палево-зеленой местности смотрятся фантастически. Пока извращаюсь с фотиком Женя меня догоняет и обгоняет в потоке.
Переход — набор, 2500 м, до Прилепа рукой подать. Погнали! Оглядываюсь назад — над Крушево начался дождь... Ладно, мне всё равно не туда. Рядом летят еще несколько длиннючих крыльев. Давайте, оупены, подсказывайте потоки чайнику.
Однако перед Прилепом высоты в обрез, 500 м над рельефом. Все вместе крутим какую-то фигню, только бы не сливало. Мне это быстро надоедает. Чего тут тереться? До города долетаю 100%. И воон там вверху кто-то крутит что-то взрослое. Лечу, сливает. 300 метров высоты, под ногами дома, улицы, заводы, в общем — финита, пора садится. Однако путевая скорость 45 км/ч, ветер явно тащит меня вперед. Так и есть, через минуту появляются пузырики, быстро превращающиеся в 2... нет, 3 м/с поток! Ураа, снова вверх! Через несколько минут, набрав метров 500, замечаю компеты, рванувшие из своих нулей в мой поток. Желаю им удачи и кручу дальше, под базу, туда, где прохладно и варик показывает 2900 м. Вокруг над холмиками стоят довольно мощный кучевые облачка, но база там явно ниже. Это удивительно зрелище! С земли облака всегда представляются картинками, плывующими где-то вверху. А когда оказываешься на их уровне они показывают всю свою трехмерность и объём атмосферы.
Такая себе клумба с белоснежными пионами-шапками вокруг игрушечного городка.
Пора лететь назад.
Однако с середины пути и до Крушево затянуто, кучёвка почти вымерла. С почти трех километров еду долго и расслабленно. Высота тает, впереди внизу идет сине-белая Мантра. Пару раз подсказывает слабенькие потоки, которые приходится крутить, крутить, крутить, потому как высоты на долёт не хватает, а перспектива дохлая. Перелетаю Кривогаштаны на 100 метрах, возле холма над полем начинается болтанка и забросы, но ничего не центруется. Ну и ладно, и так больше полтинника пролетел, да ещё и замкнутый маршрут В целом ветра нет, но похоже из-за холмика что-то поддувает, так как над выбранной посадкой возле него трясёт и заметно льёт. Не дотянул до штатной посадки метров 300. В небольшом нисходняке плюхаюсь на скошенное поле как самолёт при посадке на ограниченную полосу. Ффухх!
Душа поёт! Быстро в душ, поесть и на регистрацию. Естественно что-то забываю дома. На этот раз была очередь GPS. Вернулся назад и оказался заперт дома дождём, который напару с Солнцем раскрасил небо над Крушево.
ДЕНЬ 1.
Уже за неделю до соревнования прогноз показывал в этот день дождь. На открытии в окно конференц-зала с тревогой смотрим на быстро растущие грозы над вершинами гор. Выехали на старт, выгрузились. На брифинге поставили задачу и тут же начало капать. Пилоты ставят рекорд по времени загрузки снаряжения в грузовик. Звучит голос Горана Димишковски: "Таск из кэнселед!".
После обеда вроде начинает распогоживаться, но как только мы возвращаемся на старт вокруг собираются огромные башни гроз. Несколько человек сигают вниз, но смысла в этом мало — все быстро садятся в долине.
ДЕНЬ 2.
В 9 утра вчерашний дождь уже активно испаряется, база очень низкая, около 1400-1500м. Ничего, прогреется. Вдоль дороги на старт полно полиции — у македонцев сегодня один из 14 дней независимости, в честь чего у нас по соседству проводят торжественный митинг с президентом Македонии. На горе море автобусов, люди идут мимо нашего огороженного старта нескончаемым потоком. Интересно, где они на горе все помещаются? Не в низ же бросаются... Пролетает единственный на страну вертолёт, проходит конница — "Слава Кибальчишу!" Кхм, примерно так.
В долине конкретно затянуто облаками, которые только-только поднялись выше окрестных горушек. Организаторы ставят таск 47 км со стартовым цилиндром посреди долины.
Стартую. В воздухе мягко, потоки +1 за счастье... 1600, 1700, 1750. Дальше база.
В районе старта крутится смерч из крыльев, но отрываться от гор за час до открытия ворот неохота.
Старт дан. По мере прогрева облака поднимаются и уменьшаются, потоки становятся сильнее, хотя и очень неоднородные и короткие, под кромку выкрутить никак не получается. В районе первого ППМ на брифинге был отмечен термичный холмик. Иду к нему на всех парах, ибо высоты мало. Вот уже и холмик рядом, а вместо потока -3 на варике. Но мне всё ещё есть, что терять — внизу вон некоторые Мантры вообще склон бреют. И тут резко втыкаюсь в поток. Заброс, болтанка, по-хорошему!! Быстро вылетаю на 1800 метров, беру точку и быстро лечу к жирному облаку, где уже кто-то крутит. Есть контакт! Ровные 2,5 м/с и я под базой, 2100 метров.
По пути ещё есть пару облаков, дальше посмотрим. Под следующим облаком опять добираю до базы, прыгаю дальше. А дальше как-то невнятно: вроде и плотный комок ваты, а под ним какие-то крохи дают.. не терять время — дальше! А куда? Впереди голубое небо. Ничего, я ж так круто летел и легко находил потоки, найдуться и там! Однако что-то падает скорость на переходе... включился северный долинный ветер. На акселе 25-30 км/ч вперед, терпимо. Сзади догоняют Р10. Над какой-то неровностью рельефа пытаемся выудить поток, но там только нули, а ветер делает свое "доброе дело", увеличивая расстояние до поворотника. Придётся идти вперёд, уже Прилеп недалеко, да и крутят там что-то. Высота, наш бензин, заканчивается, перемахиваю лесополосу, ЛЭП и иду в зелёную полянку посреди ровных рядков табака. Перед посадкой слишком прижимаюсь к её краю, подёргивает пузырь и я чуть не вспахиваю огород, крыло буквально выдергиваю в воздухе из сельхозкультур.
Пока собираюсь, недалеко садится SC Space, а прямо в мой "аэродром" вторгается российский пилот на Aspen 3, перелетая меня на 10 метров. Ёлки, надо было мне бежать по земле после посадки. Собираемся. Над головой проходят паровозы, которые имели терпение и осторожность в отличие от некоторых. Боря по рации сообщает, что сел на точку, к которой я не дотянулся. Молодец! А я балбес.
ДЕНЬ 3.
По прогнозу — хорошая термичка и слабый северный ветер. Таск ставят в основном по ветру специально для того, чтобы не только компеты могли куда-то улететь. Однако есть пару загогулин поперек ветра — там придется воевать.
Стартовый цилиндр опять в долине, но уже ближе к стартовой площадке. Постепенно выбираюсь наверх и вперёд, с тем чтобы оказаться повыше и внутри цилиндра в момент открытия ворот. С потоком везёт и я вывинчиваю его под базу за пару минут до времени "Ч". Немного не рассчитал высоту и уже на выходе из цилиндра меня слегка втягивает в облако. На выходе — красота неописуемая.
Внизу и впереди несётся стартовый паровоз. Напротив провала еще подкручиваем высоты, так как дальше облака далеко. Перед первой точкой есть холмики, иду к их северной части, там должен срываться поток. Даа, а оупены уже там и крутят намного выше меня. Впереди идет рыжая Нова, как же его льёт... А мне тоже только туда. -3...-4 м/с, когда ж это кончится!! Возле склонов прогнозируемо слив прекращается, а мегапотока не видать и не слыхать. Так, какие-то бульки. Те, кто пришел в полсклона выживают над деревней. Хорошо, что я имел запас высоты. Сношусь в пузырях с ветром и наконец дотягиваюсь до того самого потока, который крутили лидеры (их уже и след простыл). +4,2, кайф!! Первый ППМ взят.
Впереди раздолье — эталонная кучёвка, вынутая из палаты мер и весов.
Всё просто — глаза пошире, поменьше дёрганий. Лидирующий пелотон дунул южнее второй точки чтобы не выходить в пространство между облаками, а я срезаю по прямой - вполне удачно, там тоже держит! Вот и вторая взята.
Иду с боковиком к третьему ППМ. Потоки стали слабеть, берегу высоту, кручу за всеми каждую соплю. К точке прихожу с запасом высоты, сразу прыгаю на горку и начинаю потихоньку выкручивать рваный поток. Внизу у склонов выживает большая группа крыльев, некоторые отваливаются и садятся... Тоскливое место. Ладно, кое-что накрутил, пора вперёд. Однако начинает сливать и летящие впереди ничего не крутят. Оглядываюсь назад: на моем брошеном месте два крыла с огромной скоростью уносятся вверх. Тьфу ты. Пытаюст вернуться назад, но теряю высоту катастрофически, да ещё против ветра — нет, не дотягиваюсь, надо валить в долину. Там вон те бедняги что-то обкручивают. Ииииууууу, варик похоже заклинило. Сыплюсь вниз, уже метров 300 над долиной, "бедняги" гораздо выше меня. Вот зачем было дергаться из того потока??? Дальше 20 минут выживания и выкручивания +0,5, которые всё время норовят пропасть. Как-то так незаметно дотягиваюсь до идущей впереди группы, под жидкими облаками слегка держит. Справа открывает панорама Битолы с горами на фоне - очень жаль, что времени фотографировать нет.
Остался один поворотник и гол, права на ошибку больше нет!! Кручу любой пузырь. Те, кто повыше уже ушли на долет к финишу. За мной летит желтый Авакс ХС2, тоже перепрыгивает с кочки на кочку. Пискнул Фломастер — точка взята, пора на гол. На всякий случай добираю высоты, чтобы наверняка долететь. Финальный участок по ветру, скорость 50-55 км/ч. Ну и конечно же там везде держит, а прямо перед финишем стоят два потока, каких не было последние часа полтора . Возле штатной посадки озера, болтаюсь над ними, над полями, над фонтанами поливалок и балдею от победы над собой.
Первый финиш!!! Кое как сажусь — ноги держат слабо. Состояние непередаваемое, экстаз!!
63 километра, 4 часа, море приключений!
ДЕНЬ 4.
Таск ставят ещё длиннее, чем вчера, 75 км. Но сразу Горан отмечает, что погода слабая плюс есть два слоя инверсии. "Значит придется выживать". Наша сторона долины затягивается высотной облачностью. Какие-то потоки есть, но всё упирается в 1500-1600 метров. Но мне опять везёт: замечаю как чуть в стороне резко уходит вверх и закручивает тугую спираль Бумеранг. Прыгаю к нему и в потоке 2,5 - 3 м/с набираю 2300. Уже хлеб. Наверху облако, но дальше пробиться не могу. Кстати победитель таска там набрал 3000 - мне ещё учиться и учиться. План такой: прыгаю между потоками, ниже инверсии (1500-1700) не опускаюсь. Сказано — не сделано. Потоков нет и вот я опять жую что-то невнятное вместе со всеми возле склона. Тихой сапой удается взять первые две точки, высоты 1100 метров. Варианта два - или висеть в нулях над скальником (который обычно выдавал троечный поток) или прыгать на низкий хребтик в долине. О, а там кто-то крутит! Прихожу впритык, но слабый подъём есть. До посинения кручу дерганый +1...+1,5, и ещё один, и ещё... Вчерашнее выживание оказывается легкой разминкой :)
С группой товарищей потихоньку пересекам долину — точка на другой её стороне, на горе с крестом возле Прилепа.
До окончания таска остается меньше часа, а лететь еще 40 км. Дойти нереально, но надо максимизировать дальность улёта. Что-то щёлкает у меня в голове, бросаю замечательный +0,5 и ухожу к скальным выходам недалеко от точки. Они освещены Солнцем, сверху висит облако — по всем законам метеорологии там должен быть хороший поток. Поток есть, только вниз. Прохожусь над каменюками — ничего кроме мелких пузырей. Мда, опять себя перехитрил. Сажусь в будяки и роняю ухо крыла на алычу, заросшую шиповником — для разминки, а то скучно ж без острых ощущений.
После подбора почти всей братией едем в ресторан "Амфора", где слушаем первую лекцию Дэниса Кортеллы — про подвески, а также уписываем вкуснейшую и дешёвую еду. Далее многие не по своей воле оказались в бассейне.
ДЕНЬ 5 И 6.
С утра над наиболее высокими горами уже стоят башни, которые быстро обзаводятся наковальнями. Пока что они далеко, так что полётное задание выдано. Стартую. В воздухе живенько, выше 1700 метров похоже проходит срез ветра между восточным долинным и западным верховым. Штырит от всей души, в потоке карусель — крылья подлетаю на 20-30 метров и тут же на столько же проседают. Прямо передо мной синий Space получает полную фронталку, но пилот быстро ныряет за крылом, не давая развиться твисту и удачно раскрывает купол.
Радуюсь, что у меня Дельта, а не Мантра. С северо-запада быстро приближается грозовое облако, накрывая черной тенью вторую точку маршрута, повсюду над горами идет переразвитие.
На частоте безопасности объявляется стоп-таск. Всё, соревнования окончены, можно отпустить вожжи. Ухожу в долину, снимаю панорамы, кручу глубокие спирали — расслабуха.
Итог выезда — 18 часов налёта в самых разнообразных условиях за шесть дней. В некоторые дни вообще не верилось, что можно держаться в воздухе без мотора. Первое место в спорт-классе, пятое в украинском зачёте. Программу-максимум выполнил. Перед отъездом налётываю ещё пару часов в полном релаксе. Пытаюсь снять хоть одну нормальную посадку (не по ветру и не в репейник), но за пару минут до приземления заканчивается место на карточке.
На следующие за Чемпионатом Украины соревнования словенов и хорватов — отличный прогноз погоды, удачи и удовольствия всем пилотам! Большое спасибо организаторам ЧУ, уже жду следующий.
Вечером Дэнис Кортелла читает нам вторую лекцию — про термики и технику их обработки. Очень интересно, но на практике надо тренироваться.
ОБРАТНАЯ ДОРОГА
К семи вечера меня с Владом забрасывают в Прилеп. Мы тихо-мирно ждем автобус на Софию и кушаем замечательную телешка чорбу с перцем. Однако на автостанции билетов не продают, говорят "ждите автобус и водителя". Легко! Однако в назначенное время автобуса нет. И через полчаса тоже нет. Местная девушка, явно ждущая тот же рейс куда-то звонит и выясняется, что автобус прекрасно обошелся без нас — все места были заняты в Битоле и теперь он бодро чешет где-то там, дальше к границе. А как же мы?
Видимо карма после соревнований у нас была правильная, поэтому девушка сама предлагает взять такси до границы, через полстраны всего за 50 евро. Других вариантов нет, поехали. Водитель периодически сбивается с курса, поэтому контролируем его по GPS. Вот и таможня.
Выгружаем снарягу, складываем его в кучку возле дороги и садимся на доску, ибо уже прохладно. Бомжи с Рублевки, Сифон и Борода. Не проходит и пятнадцати минут, как появляется автобус "Битола - София". Влад вкратце излагает водителю свое мнение насчёт их системы междугороднего транспорта. Но на самом деле это был наш просчёт, так как в билете у меня не указана точная дата рейса. Надо было контролировать кассиршу в Софии, или звонить на автостанцию заранее, или вообще ехать на конечную — в Битолу. Ладно, не мытьем так катаньем — едем в Софию. В Софии на "Центральной Автогаре" мы в 4 часа ночи.
Хостел спит, он устал, поэтому заваливаемся спать в лучших традициях Сифона и Бороды — на вокзальной скамейке, но поближе к народу и видекамерам. С утра — рюкзаки в камеру хранения и на прогулку по Софии. После Македонии цены слегка отбивают аппетит, но организм требует подкрепления, поэтому немногочисленные местные тугрики заканчиваюся моментально.
На вокзале кассирша подсказывает реальную цену за такси до аэропорта — 10...20 лев, в наличии 16,5. Первый таксист запрашивает 18, второй — 15. Отлично, поехали!
В аэропорту он ожидаемо называет немного другую сумму — 24. Счетчик, понимаете ли, насчитал. Нет, не понимаем, держи 15, родной, согласно договоренности.
А дальше попадаем в зону сервиса наших любимых воздушных путей сообщения.
Два часа — и мы в Киеве. Телепортация!