Понедельник, 21.08.2017, 09:39 Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Друзья сайта
  • Рихтгофен
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Часы
    GOOGLE
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Запаска или Как делать красиво.


    Краткая предыстория: жили-были не тужили, так вот на тебе, появилась идея - а как бы так сделать, чтоб в полете был спасательный парашют, "запаска" то есть. Идея понравилась - в итоге через некое время стало ясно, что надо делать так и вот так и желательно никак иначе. Возражений не поступало - сказано-сделано. В качестве прототипа была взята ПЗ-81 - стандартная парашютная запаска. Понравилась она тем, что прекрасно умеет срабатывать в самых нештатных ситуациях - попадание в купол, отказ отцепки основного купола и прочее. Ввиду того что вышеперечисленные ситуации характерны для парапланерного спорта, то вполне естественным является использование ПЗ-81 как базовой модели при разработки парапланерной запаски. В итоге на свет появилась ДЕЛЬТАВИДНАЯ ЗАПАСКА для параплана. При пробных испытаниях с манекеном поразила радом параметров:
    скорость наполнения (меньше секунды от принятия решения до полного наполнения купола),
    миниатюрность (длина строп порядка 3 метров),
    вес - 1.5 кг с контейнером.

    САМОЕ ГЛАВНОЕ - ОНА ЛЕТИТ !!! Причем весьма резво - при качестве ~1 получаем вертикальную скорость снижения и скорость по горизонту около 6 м/с. Но тут возникает вопрос - а как же основной купол? Разумеется, его надо будет сразу же загасить, в противном случае получим "зеркало" - купол параплана и купол запаски будут тормозить не Ваш вес, а друг друга. Если в красках, то картина такая - у вас перед носом заборниками вниз на уровне горизонта свистит вниз основной купол, а у вас за спиной - запаска (тоже вниз).

    Поэтому логичным было решение испытать запаску в реальной ситуации - когда пилот сам кидает запаску и потом смотрит как все происходит. Переходим к собственно истории - как все это происходило.

    Купол - "HUNTER-30", запаска размещена в контейнере на спине, стропы проведены через плечевые ремни и закреплены за ОСНОВНЫЕ карабины. Закрепили за основные, так как было предположение, что при стандартном закреплении за плечевые узлы при раскрытии и развале системы купол-запаска в "колокол" пилоту будет трудно дотянуться до В-рядов, чтобы загасить купол.

    Испытания происходили на равнине, с использованием пассивной лебедки. Итак, затягивают меня на 700 с хвостиком метров высоты, после чего отцепляюсь и отлетаю в сторону, подальше от тросика с парашютиком. Протягиваю руку к ручке и запаски и пытаюсь вытащить запаску - ЗАРАЗА, не выходит, ...... !!! Пришлось расковырять конверт и расчековать шпильку пальчиками, удерживая ручку контейнера. Пока возился со шпилькой народ подумал, что я передумал и испытания не будет. Вот тут-то и началось. Расчековал я шпильку и вот, лечу на 700 метрах, в правой руке запаска - ПОЕХАЛИ !!!

    Для того чтобы отшвырнуть запаску подальше назад делаю замах вперед и в этот момент запаска раскрывается буквально у меня на груди и вся эта масса строп, капрона и прочего мгновенно улетает за мое левое плече. В итоге стропы раскрывшейся запаски делают полный оборот вокруг моего тела (через левое плече под правую руку и опять за левое плече). Запаска тянет будь здоров и я крутанулся вокруг строп чертик на нитке - народ на машине затяжки хорошо видел как мои ноги были значительно выше моей каски. Операторы на лебедке (эти два человека были ближе всего) потом мне говорили, что они еще много раз подумают перед тем как бросать запаску. Ну да ладно, запаска за спиной, купол потихоньку заваливается вперед - все идет по расписанию. От момента когда я вытащил контейнер прошло не более 2 секунд. Протягиваю руки и вытягиваю на себя В-ряды, купол тут же превращается в нечто бесформенное и перемещается за спину (запаска-то летит вперед) - основой купол и запаска поменялись местами. Так, ну и что там у нас? Основной купол волочится сзади, удивительно миниатюрная запаска, непривычно близко находиться над головой. Вот только купол, хоть и погашенный, все равно тормозит, поэтому запаска идет с легким пикированием, что-то похожее на зеркало, только у купола за спиной не хватает силенок завалить запаску - она и не такие купола делала. Тут в голову приходят воспоминания о том, что основной надо бы подтащить к себе и было бы недурно смотать его в клубочек. Перехватываемся поудобнее и начинаем тащить основной купол наматывая В-стропы. Не знаю в чем была ошибка, но в итоге стропы почему-то начали скользить в ладонях - ощущения, словно пилят раскаленным скальпелем сразу в нескольких местах. Скорее от неожиданности, чем от боли отпускаю стропы. Основной купол вспоминает, что он тоже умеет летать, проносится над головой и привычно смотрит заборниками в землю, запаска проваливается за спину. .............!!! Опять тянем ручки к стропам и затягиваем, в итоге (как потом оказалось) в правой руке оказались стропы В-ряда, а в левой - А-ряд. Купол получив, таким образом пинок под зад, вместо того, чтобы спокойно погаснуть - ускоряется и, вращаясь вокруг своей оси, начинает летать вокруг меня. На земле народ видел следующее - волочащийся купол неожиданно наполняется, улетает вперед, разваливает систему запаска-пилот-купол в колокол и после этого начинает с бешенной скоростью наматывать круги по горизонту. Высота убывала - 350-300-250. Пилот с превосходным набором из стропочек и тряпочек плавно приближается к линии горизонта. Стропочки ревут под потоком, тряпочки готовы треснуть от нагрузки - никто не скучает, все при деле. Ну да ладно, пошалили и хватит - отпускаем стропы и перехватываемся по правильному. Купол сминается, улетает за спину, запаска над головой. Высота - 150-100. Одна только незадача - погода ветреная, и иду я строго по ветру (ветер порядка 7 м/с). Собственная скорость 6 метров по вертикали и горизонту. Земля приближается довольно быстро. Хороший удар, кувырок через плече - немного протащило. Все. На земле. Вот только встать трудно - запаска исправно продолжает выполнять свою роль и гаснуть не собирается не при каких условиях (позже выяснилось, что погасить ее за стропы практически невозможно). Только пытаешься приподняться - запаска тут же валит обратно. Сумел встать только после, того как отсоединил запаску. Вот вроде бы и все.

    Примечание N1: позже, от крепления запаски за основные карабины отказались - хватило просмотра по видео одного реального "боевого" применения запаски в случае сильной авторотации после галстука с высоты порядка 150-200 метров. У пилота хватило время только на оценку ситуации и бросок запаски. Запаска при раскрытии автоматически заставила пилота принять вертикальное положение и встретить землю ногами. В случае крепления запаски за основные карабины пилоту пришлось бы самому вылезать из подвески, в противном случае землю он бы встретил "пятой" точкой, что весьма увеличивает шанс что-нибудь себе сломать-помять.

    Примечание N2: в настоящее время ведется работа по изготовлению парапланерной подвески с возможностью отцепки основного купола вместе с акселератором – слишком много помех со стороны основного купола.

    Желаю всем безопасных полетов.

    Спортсмен 2-го разряда Больнов Алексей.
    Категория: Мои статьи | Добавил: stahanov (15.10.2011)
    Просмотров: 497 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Нужны статьи?
    Посещаемость
    Статистика
    Конструктор сайтов - uCoz